Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Азбука Ивана Федорова

«Мнящиеся быти учителя» обвинили Артемия в ереси и заставили его покинуть Москву. От «озлобления» тех же «учителей» некоторое время спустя пострадал и первопечатник. Они «зависти ради» «многие ереси» на него «умышляли, хотячи благое в зло превратити и божие дело вконец погубити». Показательно, что, рассказывая об этом в послесловии к львовскому Апостолу 1574 г., Иван Федоров подчеркивает низкий профессиональный уровень своих оппонентов: «...неискусных в разуме человек, ннже грамотическия хитрости навыкше, ниже духовного разума исполнены бывше». Сам же Иван Федоров был в полной мере обучен «грамматической хитрости». Свои знания он с успехом использовал при подготовке к изданию учебной литературы.

Для характеристики педагогических взглядов Ивана Федорова особый интерес представляет «Предисловие в книгу сию, глаголемую Псалтырь» (1570). Оно начато тезисом о полезности книги: «Всяко писание богодуховенно и полезно». Далее говорится об особой полезности «псаломской книги», которая используется в обучении письму и чтению, «пророчествует будущая», «изымает страсти» и т. д. Тщательно подчеркивается значение Псалтыри как учебной книги. По мнению автора предисловия, использовать для этой цели Апостол или же Книгу пророков не следует, ибо приведенные там тексты трудно запоминаются. Псалмы же дети неоднократно слышат с самого детства, их «по домам поют и на торжищах обносят». Далеечследует своеобразный гимн Псалтыри: «...псалом тишина душам, податель смирению», «...псалом дружбе собратель и совокупление растроящимся», «...псалом... младенцем утверждение, растущим удобрение, старым утешение, женам прикладнейшая доброта».

Тот факт, что заблудовская Псалтырь 1570 г. активно использовалась в учебном процессе, доказывается ее редкостью (3 экземпляра).

Азбука Ивана Федорова — первый восточнославянский учебник, сыгравший колоссальную роль в истории отечественной педагогики. Разработанная Иваном Федоровым система начального обучения грамоте оказалась очень практичной и бытовала в России на протяжении 120—150 лет. Мы не знаем, существовали ли древнерусские рукописные Азбуки,— ни одна из них не дошла до нашего времени. Однако известны такие сочинения, как, например, «О осьми частях слова», грамматический труд, который традиция приписывала Иоанну Дамаскину, а перевод его с греческого на славянский — Иоанну экзарху Болгарскому. Об этих сочинениях, вероятно, и говорит Иван Федоров в предисловии к Азбуке 1574 г. У Дамаскина даны общие сведения о частях речи, о склонении существительных и спряжении глаголов, но система начального обучения грамоте в Азбуке Ивана Федорова к работе Иоанна Дамаскина прямо восходить не может. Есть отдельные параллели между этой системой и западноевропейскими учебниками, в частности польскими. Однако так или иначе, но сегодня в нашем распоряжении нет прямых аналогий для системы Ивана Федорова.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz