Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогическая деятельность выдающегося славянского просветителя Симеона Полоцкого

Сказание «О письменах» сыграло немалую роль и в воспитании у учеников патриотического чувства любви к родному языку. Введенное Иваном Федоровым на страницы начального учебника грамоты, оно остается здесь на протяжении многих лет.

В 1580 г. Иван Федоров выпустил в Остроге Псалтырь, Новый завет и указатель к нему — «Книжку Собрания вещей нужнейших», составленную другом первопечатника Тимофеем Михайловичем Анничем, учителем острожской школы. «Книжка» — первый в истории русской документалистики алфавитнопредметный указатель, но вместе с тем и сборник афоризмов и крылатых слов. Отсюда педагогическое значение этого издания, знакомящего читателей с афористической мыслью Древней Руси. Многие выражения, помещенные здесь, имели нравоучительный характер, например: «Сребролюбие корень всем злым есть», «Человек что сеет, то и пожнет».

Последний труд Ивана Федорова — Острожская Библия, выпущенная за два года до смерти, в 1581 г. Эта книга сыграла немаловажную роль в средневековой педагогике. Здесь уместно воспомнить слова великого белорусского просветителя Франциска Скорины, с изданиями которого Иван Федоров, конечно, был знаком. «Хощеши ли умети грамматику,— писал Скорина,— или, по-рускы говорячи, грамоту, еже добро чести и мовити учить, знайдеши в зуполной Библии Псалтыру, чти ее». Скорина видел в библейских книгах источник для изучения логики («она же учить з доводом розознати правду от кривды»), риторики, музыки, арифметики («еже вократне... считати учить»), геометрии («еже по-русски сказуется землемерение»), астрономии, истории и других наук.

Педагогическая система начального обучения грамоте, разработанная Иваном Федоровым, надолго пережила своего создателя. Ее с успехом использовали Василий Бурцов, Спиридон Соболь, Симеон Полоцкий, Федор Поликарпов и другие составители русских, украинских и белорусских букварей.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1629—1680)

Педагогическая деятельность выдающегося славянского просветителя Симеона Полоцкого (до принятия монашества в 1656 г. Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович). ЕЕ можно условно поделить на три периода: служение дидаскалом в младших классах братской школы при Богоявленском монастыре в Полоцке (1656—1663), преподавание в Заиконоспасской школе и обучение наследников в Москве до восшествия на престол царевича Федора (1664—1676), просветительская деятельность в общегосударственных масштабах после провозглашения Федора царем (1676—1680). Для всех этих периодов характерна широта и многоплановость подхода Симеона к проблемам педагогики. Много сил отдал Полоцкий борьбе за создание высшего учебного заведения в России, ему также принадлежит заслуга организации Верхней Московской типографии. Писатель имел одно из крупнейших для своего времени частных книжных собраний.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz