Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогическая деятельность выдающегося славянского просветителя Симеона Полоцкого

Педагогические представления Полоцкого сближают его с преподавателями Киево-Могилянской коллегии, в которой Симеон обучался. Большое влияние оказал на Полоцкого профессор и ректор коллегии Иннокентий Гизель, читавший в 1645—1647 гг. двухгодичный курс «Сочинение всей философии», в состав которого входил и специальный психологический «Трактат о душе», справедливо называемый «самым ранним отечественным учебником психологии». Знание Полоцким основ психологии, умение и стремление учитывать психологию читателя и ученика заметны при анализе его произведений, где обычно «менялось изложение в зависимости от типа читателей». Уже ранние вирши Полоцкого демонстрируют знакомство автора с психологи ческой теорией того времени, выделившей четыре типа темперамента: «полнокровных» (очевидно, сангвиников), холериков, меланхоликов и флегматиков.

Психология и знание души другого человека неотделимы от самопознания, к которому призывали преподаватели Киевской коллегии. Так, профессор Иосаф Кроковский начинал одну из своих лекций со слов «Познай самого себя». Полоцкир также стремился объяснить читателям и ученикам необходимость и ценность самопознания, утверждая: «Не знаяй собе, ничесо же знает», «Благо есть человеку самого ся знати».

Киевским философам было свойственно своеобразное понимание времени и его ценности. Оно вошло и в философско-педагогическую концепцию Полоцкого. В средние века быстротекущее время не воспринималось как ценность. Но уже Петр Могила в своей «Анфологии», изданной в 1636 г., призывал педагогов беречь время, которое необходимо для обучения. Как одну из самых больших, невосполнимых ценностей бытия воспринимал время Полоцкий:

Злато погубленное может ся иажити,

Времеие же протекша несть лет возвратити.

Полоцкий одним из первых заговорил в своих проповедях о необходимости гражданского воспитания подрастающего поколения. Он считал необходимым учить детей, «како честно гражданствовати в мире». В этом также можно заметить отзвуки того воспитательного идеала, который выдвигала «Анфология» Петра Могилы.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz