Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогическая деятельность выдающегося славянского просветителя Симеона Полоцкого

Воспитанию гражданских чувств во многом способствовал школьный театр. Он вносил в педагогическую практику коллегии элементы игры. К театральным действиям прибегали в преподавании двух из семи свободных искусств — поэтики и риторики. Школьный театр был составной частью педагогической программы. Декламации развивали память и воображение учащихся, совершенствовали дикцию; публичные выступления в какой-то мере помогали овладеть ораторским искусством, столь необходимым образованному человеку.

Симеон высоко ценил школьный театр и его роль в процессе обучения и воспитания. Во время кратковременного обучения в иезуитской Виленской академии (ок. 1650—1654) Полоцкий написал одну из первых школьных пьес на польском языке. Он последовательно использовал школьный театр на всех этапах своей педагогической деятельности. Уже в Полоцке молодой дидаскал ставил с учениками братской школы небольшую пастораль собственного сочинения «Беседы пастушеские». К театрализованным выступлениям с декламацией и диалогами будет привлекать Симеон всех своих учеников, начиная с полоцких отроков и кончая московскими царевичами.

Крупнейшие драматические произведения Полоцкого («Трагедия о Навхудоносоре» и «Комидия притчи о блудном сыне») написаны им уже в Москве. Симеон стремился сделать свои пьесы «уроками» не только для блудных сыновей, но и для отцов. Не случайно из обширного фонда ветхозаветных и новозаветных сюжетов писатель выбрал именно те, главными действующими лицами в которых являются молодые люди.

Интерес к человеку, ярко выраженный гуманизм были воспитаны в Полоцком такими талантливыми педагогами Виленской иезуитской академии, как Ленчицкий, Лауксмин, Залусский. Симеон, очевидно, был знаком с двухтомными «Духовными сочинениями» (1650) Николая Ленчицкого. Особенно близок Полоцкому должен был быть трактат «О власти над человеческими страстями», в котором философ идеал практической жизни ставил выше созерцательного идеала и рассуждал о разуме, направляющем волю к власти над чувствами, о цели человеческой жизни — земном счастье. В одной из проповедей Симеон давал человеку следующую оценку: «Кого ради солнце день творит, луна со звездами тму нощную озаряет? Ради человека. Кого ради сокровища злата и сребра, и каменей честных В недрах земных, и бисеры драгия в пучинах водных соблюдаются? Человека для. Паче же и ангелы, честнейши естеством от человека, человеку на!йпужбу богом установишася, по свидетельству язык учителя...»:

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz