Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогическая деятельность выдающегося славянского просветителя Симеона Полоцкого

Очевидно, большое влияние на Полоцкого-пропове)).ника оказал и виленский доктор философии и теологии Сигизмунд Лауксмин (1597—1670), преподававший в академии риторику. Энциклопедист Симеон разделяет взгляды Лауксмина на красноречие как «Говорящую мудрость». Красноречие должно обладать содержательной полнотой, которую оно обретает в философии и других науках. Эти мысли созвучны взглядам Полоцкого на искусство проповеди: рассматривая проповедь как.средство обучения и воспитания, Симеон уделял особое внимание риторической стороне своих выступлений. Он считал, что оратор (или проповедник), прежде чем обратиться к слушателям, сам должен познать истину, сам обязан обрести познание «природы вещей», воплотить в своем знании все имеющиеся сведения, добытые наукой. Красноречие — искусство, которое «знание в себе» делает «знанием для всех». Именно вера в то, что красноречие может выполнять педагогическую функцию нравственного преобразования человека, вдохновляла Полоцкого на напряженную проповедническую деятельность, которая позволила ему значительно увеличить аудиторию просвещаемых. С 1666 Полоцкий написал более 200 проповедей и поучений. В проповедях и виршах Полоцкого звучат мысли о том, что философия — «наставница в нравах», призванная служить усовершенствованию человеческой нравственности:

Естество дает токмо еже жити,

Философия учит благо жити....

Недаром московские богословы все время подозревали Симеона в сознательном стремлении «исправить православие» (на церковном соборе 1690 г. книги Полоцкого были преданы анафеме). В православной ортодоксии утверждалось, что смертный должен постоянно осознавать qвoю греховную природу, отрекаться от собственной греховной личности. Поэтому древнерусские авторы призывали к активному труду лишь в «строго определенных областях деятельности, которые служили практическим воплощением норм христианского благочестия». Полоцкому ближе доктрина западного богословия об оправдании человека делами. Согласно этой доктрине, человек может победить плотское начало и оправдать себя перед богом своими делами, трудом. «И старость измеряется не годами и часами, а делами»,— утверждал в одной из проповедей Симеон. Во вдохновенном гимне Симеона Полоцкого всякому труду, труду вообще можно видеть «католическую» подоплеку. Труд у Симеона становится одним из важнейших средств воспитания: «...да обучают дети своя или рукоделию некоему или иному честному коему упражнению». Если человек не будет трудиться, оправдывая себя делами, его ожидает нравственная гибель. «Праздность есть питательница всем злобам, всем порокам». Советуя родителям тщательно оберегать ребенка от дурного влияния, Симеон подчеркивал значение родительского примера, «благих дел» отца и матери, наставляющих свое потомство.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz