Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогическая деятельность выдающегося славянского просветителя Симеона Полоцкого

В одной из проповедей он приводит в пример Златоуста, который «от самого детства обратися ко изысканию хитростей учений свободных, еже есть Грамматики, Риторики, Философии и прочих».

При всей широкой европейской образованности преподавателей Киевской коллегии в основе их педагогических взглядов лежал отечественный опыт, нашедший свое отражение в принципах народной педагогики. Многие из сентенций Полоцкого, посвященные вопросам нравственности и воспитания, близки народным поговоркам:

Дерево старое трудно пересаждати,

Такожде нравы старых измеияти...

Дерево младое удобно клонится,

Тако юноша всяческим учится.

(Ср. пословицу: «Гни дерево, пока оно молодое, учи дитя, пока оно малое».)

Близко Полоцкому и присущее народной педагогике признание большого значения домашнего воспитания. В этом он расходится с воспитательной нормой иезуитов, стремившихся полностью оторвать ученика от родительского дома.

Средневековый традиционализм Полоцкого сказался в его отношении к физическим наказаниям, которые он называл в числе основных средств воспитания. Нельзя обойти молчанием противоречивость педагогических взглядов Полоцкого, в которых воспевание человека как венца творения уживалось с подчеркиванием значения розги в воспитании. Схоласт Симеон воспринял немало гуманистических идей, но на формировании его взглядов сказался переходный характер времени.

Сразу после воцарения Федора писатель, видимо, начал работать над проектом устава («Привилегии») первого в Москве высшего учебного заведения. И хотя причастие Полоцкого к авторству «Привилегии» не доказано и серьезно оспаривается, анализ проекта показывает, что многие его пункты близки прогрессивным идеям просветителя. «Привилегия» была преподнесена царевне Софье в январе 1685 г., спустя пять лет после смерти Симеона, его любимым учеником Сильвестром Медведевым, унаследовавшим многие идеи своего учителя. Очевидно, вне зависимости от степени участия Полоцкого в составлении «Привилегии» им в значительной мере была подготовлена почва для создания академии, в известной степени подобной КиевоМогилянской.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz