Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


НИКОЛАЙ СПАФАРИЙ

Особое место принадлежит двум книгам Спафария, предназначенным продемонстрировать светскую педагогическую систему формирования от младых лет достойной царственной или вельможной персоны. Одна из них носит название «Книга избранная вкратце о девяти мусах и о седми свободных художествах», другая — «Арифмология». Исследователи затрудняются определить жанр этих сочинений, так как для учебников в нашем понимании они достаточно сложны. Это книги, рассчитанные одновременно и на ученика, и на учителя. Ведь сам метод обучения по книге, в особенности по книге с картинками, предполагал обращение к ней как обучаемого, так и обучающего, тем более что при царском дворе не было специальной школы, а преподавание велось в домашних условиях, по-видимому в форме беседы.

Спафарий при составлении заказанных ему книг опирался на справочную, энциклопедически насыщенную литературу, в том числе на энциклопедию Иоганна Альштеда. Эта литература была доступна ему в Москве благодаря библиотеке Посольского приказа.

Какие же педагогические идеи содержатся в названных трудах? Прежде всего, признание пользы светского образования, которое в XVII в. состояло в приобщении к философии, объединяющей свободные художества — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Примечательно стремление Спафария примирить античный миф о девяти музах и Аполлоне со средневековой схоластической системой семи.свободных художеств. Хотя в мировой литературе это сопоставление было известно задолго до Спафария, в русской культуре 1670-х гг. оно было внове. Впрочем, в 1632 г. студентами киевской лаврской школы было подготовлено представление в стихах, в которых были объединены Геликон — обитель^иуз и семь свободных мудростей; тогда же появилось и печатное издание под названием «Евхаристирион» с посвящением Петру Могиле. Спафарий состоял в родстве с Могилой, и не исключено, что ему был известен «Евхаристирион».

Обращает на себя внимание стремление Спафария подчеркнуть прямую связь наук и искусств с практической деятельностью человека: «При свободных же художествах и иная приобретена суть служителная художества 7 числом, яже суть сия: земноорание, лов, воинство, кование, рудометство, ткание, кораблеплавание». Это положение близко идеям Яна Коменского, видевшего смысл знания в его применении на деле.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz