Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ XV —XVII ВВ.

Сергий был чрезвычайно доброжелателен как к своим ученикам, так и вообще к людям «и,— говорится в Житии,— из всех, кто приходил к нему... не прогонял никого, ни старого, ни юного, ни богатого, ни бедного». Он внимательно относился к провинившимся, как сказано, «и с яростью не обличал их, и не наказывал их, но издалека, тихо и кротко, как будто притчи рассказывал, говорил с ними, желая узнать их прилежание». Но тех, кто и после этого не понял своей вины, наказывал строго.

Главнейшим воспитательным принципом Сергия, который особо подчеркивал Епифаний, было то, что Сергий сам являлся безукоризненным примером для своих учеников: «...чему словом учил, то сам делом творил». «Наставляя братию,— писал Епифаний,— немногие он (Сергий.— О. К.) речи говорил, но гораздо больше пример подавал братии своими делами».

В монастыре вообще было очень осторожное отношение к словам и поощрялось молчальничество. Исихастская аскетическая практика (которая, по-видимому, имела место в монастыре Сергия), а именно молчальничество, созерцание, особые дыхательные упражнения, «умная молитва», ограничения в пище и т. д., рассчитанная на мистический контакт с божественными силами, по существу приучала учеников к углубленному психологическому анализу, внутренней собранности и самодисциплине.

Согласно мнению исихастов, именно подобная мистическая практика открывала дорогу к истинному познанию вещей. Обычное же учение приводило только к так называемым «внешним» познаниям. Учитель не мог непосредственно «передать» свою мудрость ученикам, как бы «перелить» ее из своей головы в голову ученика, он мог только показать тот путь, на котором они смогут ее достигнуть сами.

«Тема неизреченности, невыразимости божественной премудрости,— пишет Д. С. Лихачев,— обычная тема в устах писателей конца XIV— начала XV в. «Временное» и конкретное слово бессильно выразить «вечные» и абстрактные истины, вскрыть непреходящий смысл событий». Часто подобные размышления встречаются и у Епифания Премудрого.

Скептическое отношение к слову как к средству воспитания (словом можно обмануть) и средству передачи знаний (словом нельзя научить) приводит к тому, что Епифаний показывает, как в центре «учительства» Сергия стояло не слово, а положительный пример всей его жизни.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz