Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


КАРИОН ИСТОМИН

И Коменский, и Истомин использовали азбучный порядок расположения материала, но нетрудно заметить, что многие русские азбуковники (в том числе лицевые) по функции, содержанию и многим формальным признакам ближе к «Миру чувственных вещей...», хотя и не связаны с ним, а приемы Истомина во многом восходят к традиции печатных букварей 1634 и 1637 гг. (Василия Бурцева), 1679 гг. (Симеона Полоцкого), к русской рукописной учебной литературе. Ш^Том вперед в организации материала Букваря был последовательный синтез текстовых и изобразительных средств в книге Истомина по сравнению с иллюстрированными букварями, арифметиками, азбуковниками, космографиями и другими отечественными учебными пособиями.

Важно подчеркнуть, что в России конца XVII в. имелись все условия для того, чтобы Карион самостоятельно сделал шаг к синтезу текстовых и изобразительных средств обучения и смог понять значение такого шага в работе Коменского. Как придворный поэт, Истомин много работал над литературно-изобразительным оформлением интерьеров. Он руководил внутренним оформлением «схол» в Заиконоспасском монастыре, подобрал сюжеты фресок на стенах и оконных проемах и создал к ним стихотворные подписи дидактического характера. Около 1693 г. поэт разработал новую серию сюжетов росписи со стихами для школьных палат. Образцом искусства Истомина стало оформление новых каменных палат князей Трубецких, завершенных в 1692 г. Около 1700 г. им был создан подробный проект интерьера красного угла в царской палате, с росписью и стихами. В черновиках поэта сохранилось множество проектов оформмления и других интерьеров, украшенных стихотворно-красочными композициями, есть сочинения в жанре «надписаний» на предметах и картинках.

В работах Истомина применялось искусство аллегорических изображений — «эмблематической поэзии», входившей в общий курс поэтики. В России последней четверти XVII в. эта поэзия нашла широкое применение в рукописной и печатной книжности, особенно ярко проявлялась в панегиристике и политической гравюре. Будучи знатоком и ценителем «эмблематической поэзии», Истомин богато украшал свои произведения.Образцом разработки серии оригинальных картинок в стихотворном тексте является подносная редакция «Книги любве знак в честен брак», в которой каждой стихотворной строфе соответствует зрительный образ. Не чуждался Карион и использования готовых изображений, например, в стихотворной серии к эстампам в панегирике, преподнесенному гетманом Мазепой патриарху Иоакиму (1689).

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz