Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


КАРИОН ИСТОМИН

Букварь Истомина не дает оснований для вывода о «большом влиянии» идей Коменского на «педагогическую мысль и школьную практику в Московском государстве», если рассматривать этот вопрос упрощенно.

Выдающимся достижением Яна Амоса Коменского — «учителя народов» было научное обоснование необходимости соответствия содержания и средств обучения этапам развития детской психики, а не изложение и даже не более полная реализация традиционных представлений о наглядности и постепенности обучения.

Практическим результатом исследований Коменского стала разработка программ и учебных пособий для каждого этапа, первым из которых была «Материнская школа» (Shola Infantial), т. е. дошкольная подготовка, призванная сформировать у ребенка систему представлений об окружающем мире и подготовить его к началу школьных занятий. Учебным пособием, призванным создать у ребенка образ мира и микрокосма и заложить логический фундамент познания, и был «Мир чувственных вещей в картинках» — «Orbis sensualium рictus». Российским аналогом его стал поэтический триптих Кариона Истомина.

Три части единого иллюстративно-стихотворного учебного пособия, созданного в конце 1692— начале 1693 г. для сына царя Петра царевича Алексея, были известны в литературе — это «Книга Едем, си есть сладость», «Книга Екклесиа, си есть церковь», «Книга Град царства небесного и школ изображение, колико их есть». Однако, рассмотренные по отдельности, они не раскрывали существа замысла русского педагога и не оказали заметного влияния на изучение педагогической мысли XVII в. J

Легко убедиться, что соединение Едема, Екклесии и Града (на основании всестороннего анализа их внешних и внутренних признаков, расположения в сборниках Кариона и с учетом прямо выраженной им воли) придает им новое значение. Части триптиха давали ребенку представление об основах «небесной» мудрости земного человека. Они предлагали развернутое изложение священной истории (Едем), ознакомление с православной церковью, ее таинствами и обрядами (Екклесия), удобопонятную этимологию схоластических наук, земного времени и пространства (Град). При соединении частей триптиха их образный строй становится универсальным, т. е. приобретает основное качество, позволяющее сопоставить его с «Миром чувственных вещей...».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz