Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


КАРИОН ИСТОМИН

Содержание Едема лежит в русле давней традиции изложения основ вероучения. Бытовали в России и формы, близкие к избранной педагогом: «подписания» к гравюрам на библейские сюжеты. Достаточно вспомнить силлабические подписи-разъяснения к 24 гравюрам на темы Апокалипсиса (1670-е гг.), широко известные подписи Мардария Хоникова и других поэтов в лицевой Библии Пйскатора, два цикла «подписаний» на сцены из Ветхого и Нового заветов в «Вертограде» Симеона Полоцкого (над сходными сочинениями трудился и Истомин) и т. п.

Стихи о церковных таинствах (Екклесия) восходят к византийскому и западноевропейскому средневековью. Традиция Басгатепи есс1е51а5исогит нашла отражение в пьесах иезуитского школьного театра и творчестве Эразма Роттердамского, стихах Себастьяна Грабовского и Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого. Она развивалась в хорошо известных на Руси лексиконах Свиды, Зизания, Берынды, в сборнике «Зерцало духовное», в энциклопедическом сборнике Маффета, переведенном Арсением Сатановским специально для Алексея Михайловича в 1652 г., и во многих других сочинениях, среди которых выделяется серия стихов о таинствах церкви в «Вертограде многоцветном» Симеона Полоцкого , оказавшая заметное влияние на содержание стихов Истомина.

В отличие от Едема и Екклесии в Граде объединены два поэтических сюжета. Один охватывает стихи о схоластических дисциплинах, другой посвящен понятиям времени и пространства. Первый более традиционен — начиная с конца XVI в. состав «семи свободных мудростей» раскрывался в разного рода школьной литературе. Можно быть уверенным, что Карион был знаком с переводом Николая Спафария «Книги избранной вкратце о девяти мусах и о седми свободных художествах» (1672). Не могло пройти мимо внимания родственника Медведева и бытовавшее в списках сочинение Симеона Полоцкого.

Понятия о времени и пространстве раскрывались в обширнейшей космографической, в том числе иллюстрированной, литературе, весьма любимой на Руси. Встречались они и в специальных книгах для обучения (букварях, азбуковниках). Аллегории, связанные с временем суток, временами года, странами и частями света, наполняли стихотворные произведения, им было посвя щено довольно много отдельных стихов (например, в «Вертограде многоцветном» и ранних стихах Полоцкого). Однако они не составляли связного сюжета наподобие того, который предложил Истомин в Граде. Поэт-педагог впервые подошел к этому сюжету задолго до создания Града. В рождественской орации 1688 г. он положил в основу замысла перекличку частей света и континентов, которым посвящены отдельные строфы.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz