Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


КАРИОН ИСТОМИН

На пятом году жизни царевич продолжал учиться по лицевым книгам. Об этом свидетельствует следующее из сочинений, специально перечисленных в памятной записке Истомина: «Акафист в лицах пресвятей Богородице, мерочисленными стихами подписан» (его беловик в сборнике ГИМ, Уваровское собр. № 73, датирован автором сентябрем 1694 г.). А вот упомянутый далее в записке «Букварь малый» имел вместо картинок только «образцы» — прописи.

На шестом году жизни царевич мог приступить к изучению наук тривиума и квадривиума с рекомендуемыми Коменским дополнениями (по известным лицевым космографиям и наборам гравюр, а также лицевой истории— в отличие от неиллюстрированных учебников по основным предметам). Однако Коменский рекомендовал продолжать начальное образование до 6-летнего возраста—и царевич получил новый Букварь с расширенным содержанием «в седьмое лето возраста своего» (1696).

Комплекс учебных пособий дает нам возможность проследить динамику педагогических приемов Истомина в зависимости от степени развития ученика. Первая книга русского педагога — Букварь — по своей форме не имела прямых аналогий в творчестве Коменского и западноевропейской педагогической практике в целом. Это оригинальное учебное пособие было максимально ориентировано на непосредственное восприятие. Ученик видел предмет, называл его, усваивая звучание и многократно приведенное начертание первой буквы, закрепляя усвоенное доходчивыми силлабо-ритмическими стихами, обучавшими «честь по складам».

Именно этот комплекс средств обучения грамоте с минимальными изменениями используется до наших дней. Изменения эти сводятся к сравнительно меньшему количеству литературных и изобразительных средств современных букварей, предназначенных для детей более старшего возраста. Следует подчеркнуть, что Букварь Истомина был рассчитан на начинающего ученика, не обладавшего еще навыками учения. Истомин предлагал Букварь всем «имущим учитися отроком и отроковицам, мужем и женам».

Поэтический триптих Истомина представлял собой следующий этап обучения человека (которому в современной системе образования нет аналога), когда ученик был способен уже не только к непосредственному восприятию и запоминанию, но и к чтению и «разумению», усвоению содержания. В центре педагогической системы триптиха находится уже не чувственно воспринимаемый предмет, а образ, рождающийся в совместном усилии телесного и духовного зрения, в сочетании изображения и стихотворного текста, элементов книги в триптихе.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz