Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


КАРИОН ИСТОМИН

И Коменский в «Мире чувственных вещей в картинках», и Истомин в триптихах разными литературными и изобразительными средствами стремятся сообщить ученику систему представлений, а не отрывочные сведения о мире, представлений, наиболее общих, которые стали бы фундаментом дальнейшего познания. Последовательно реализованная в обоих сочинениях, идея образноуниверсального обучения была взаимосвязана с их точной педагогической ориентацией на возраст ученика, начальную стадию развития человеческого сознания. Сравнив книги, легко убедиться, что работа Истомина даже более целенаправленна, специализирована для раннего семейного обучения. В этом отношении и форма триптиха, за счет продуманного использования стихотворных средств, более функциональна.

В триптихе Истомина нет текстуальных параллелей с «Миром...» Коменского. Это и не удивительно, учитывая различные точки зрения педагогов на мир: для Коменского он прежде всего чувственно воспринимаемый (впрочем, без отрыва от веры), для Истомина — начинающийся с формирования «умныя души» (но без отказа от естествознания). Иерархия источников познания Коменского обычно формулируется триадой: чувства — разум — вера. Для Истомина, высоко ставившего «телесное» познание, характерно предпочтение веры и разума, например:

Вся убо вещи Богом сотворенны В разсмотрительство людем положенны,

Да благомыслно тыя созерцают,

Всетворца Бога присно восхваляют

Аггелн, небеса, на Земли чудеса,

Моря, реки, воды зри колики роды.

Но паче всего — Человек избранный,

Рукою Бога в жизнь сию созданный!.

По составу предлагаемых понятий триптих Истомина значительно ближе к бытовавшим в России энциклопедическим сборникам, в особенности к «Вертограду многоцветному», нежели к «Миру чувственных вещей...» Я. А. Коменского. Стоит отметить, что и универсальная система знаний в этой книге великого чеха связана с традицией энциклопедических сборников. С создания подобного сборника Я. А. Коменский начинал свою творческую деятельность («Театр всех вещей», 1614—1627).

Таким образом, поэтический триптих Истомина и «Мир чувственных вещей...» Я. А. Коменского имели однородную культурную основу, с тем различием форм, которое было характерно для культуры Центральной и Восточной Европы XVII в. Это объясняет саму возможность усвоения Истоминым системы педагогических взглядов Коменского и тем более творческого применения их в русской учебной практике. Однако отечественная педагогическая традиция была еще достаточно своеобразной, что исключало прямой перевод или адаптацию учебных пособий Коменского в России того времени.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz