tXCxvYYFYP5H2aUioLyd3PHQ6rFP_iM06Y3sivmdF4nhJXNFcW9snJr_u68EEa-VEhS8njlwozGOw0yG.06ced9cb8dcb028a988c6093ca330ac7d33ce875&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9XRXFZbT4Ua2FWo80joDQ0PY982vMS6LPA&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxbkw0M2VTY1ZQYTVfeV9QWlpjUkctSVUtc1lyMWZiVWY0OWlkVktwc1JpRU5VUklQTk5Nb090WGZYSU9FNGY4eGZHeWRxSEtVQUpmTUNHdnNmcFY3VkNVV3FPOV9Lc3p0eDYyNHNNS3NWR2g&b64e=2&sign=8e2805afbb01b7a63d5b38451b75a388&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ7IXge4WdYJQQvi1YgS6zUozpQE3ocW2T8fMcPJ6Y4Jby6U5DiDgbTqUmbsbBbK-mT19X4MOkl6n5TlcUWGJFEMAV8x2lnt4-d9bV0I-yf4bPkWgpcp3nTCpvmHLYpeecmfX1QKF_9vIA6TKWp42ITJdcLRLBYdvxnEpKN0TyEQWSmmWjTIoYfOWGk411e0HdOEv-8kQtU7kmK_mJ2NGC-uFqSJSP_8diYtb-ebyrWBXDJFM3TTORXbtJojrt5c0PvmEjueeSvsbRGlHAUS33MbqNdypG4QXACm6-XbeaSLAWqyL1jfrJzM0MHKdtLtriXDyEzmZL73H_P35gToZBE76c4RBLeoqfodUylzFKqyj0boNoQgSf8g0VIbaacJK1_EW2qEXqxz8rll3aydGAgt02Q8zp8gBBxAFk14X2EcHIds1DA2nrMIX0qF4D-lPrIzQNf3Z4S86v_wcTsUfi0IpW30RbCNdfA7nSMBnbWS7F-Ie7UhXqKnoXx1IQhFFOXPcAIshcwGiaSqLtv7hiXZzdrFkYvCWczTQRZvUj5lvIpA7wYsRYnNIsHTJ_I_BWU&ref=cM777e4sMOAycdZhdUbYHtkusEOiLu3mrq6oNs1FGGmdGVLFdBPYA9xRAP1uNHf7hh5JLZ0wcwWNRnE38KernZddlZPcjAB3kITaWpOi9j1FSvEzV_F8d_mUo5FNHoUCmpPgr5ETYmxPY0-08Nj_Yrr3m65g6fTNDbvT91d3o_RHnddGbOuD-nkkKIfhLDBjh07RNYjh0174oI7ouy_JsGxENtxoj5ZnVNY-SpJkSz9jVXDsfj2NLV8-PWuMZ4aR1OtozfIFzQ3gLsDVpex7Wmq01LL9BWBJWLpaqSO1rCZCMZYDlvAiNO2m66Zz3znHRfH54AftFYnjEPKY0kl4s0PF73cekJd-jhrgaMreHtaRJRJSS3f_90wU8gegdMuyhjdrCabLzewFZUB-LAtejAwuxq5epGYK9lCmfnHn1bpkVzLIOhpRtQ&l10n=ru&cts=1429212450110&mc=3.802910079649727" "Mozilla/5.0 (Windows NT 5.1) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/40.0.2214.115 YaBrowser/15.2.2214.3645 Safari/537.36" 0 "text/html" "-" [-] (-) #16666x9349 100.43.91.17 - - [16/Apr/2015:22:28:01 +0300] "tatgimzn.narod.ru" "GET /cgirobot/uindex.fcg/?0-8 HTTP/1.0" 200 5401 "-" "Mozilla/5.0 (compatible; YandexBot/3.0; +http://yandex.com/bots)" 1 "text/html" "-" [yandex] (-) #18023x393 134.249.53.8 - - [16/Apr/2015:22:28:01 +0300] "mayumi2005.narod.ru" "GET /cgi/urlrdr.fcg/abnl/%3fshownarodads HTTP/1.0" 200 246 "http://onlinegameer.com/" "Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; .NET CLR 1.0.3705)" 0 "text/html" "-" [-] (-) #16666x9350 100.43.91.24 - - [16/Apr/2015:22:28:01 +0300] "dimanrf.narod.ru" "GET /cgi/urlrdr.fcg/abnl/%3fshownarodads HTTP/1.0" 200 202 "-" "Mozilla/5.0 (compatible; YandexBot/3.0; +http://yandex.com/bots)" 0 "text/html" "-" [yandex] (-) #18022x551 192.162.143.173 - - [16/Apr/2015:22:28:01 +0300] "bottyuryagi.narod2.ru" "GET /cgi/adv.fcg?adsdata=sxifvqynh!puE8O8qjjbteg2JAKRkbem!M88PzQQ2iBOjw;UYJsJzqqExvcakxRRhIJV4rQrmw9jrEnzM!89^FYqDtFKVjytXkAhMbYwMPkKf!5NDn4jQpVBKPNqPHeF8ZNr4carPHC6OD6M;7Zu4Tvjli1RuWD9dA5ff!Q;JPXydUKfPA9lGTrJ38TbxlV^VrkpBFh!p6bRFC6QpcY^ZYK^LQZz^mY;LiNwHMxn6JVz37!7ecY;WImGkBZH4^tsk32upii8dRfivxkFRdxfWIxSYZUFLX1AgurYe5UhWOX^vHBwiN6jeL4CC1XwW!iCVSk!8Hw2Ywcf5!mdipLWmPyZDPb9;v;!wwoo HTTP/1.0" 200 2896 "http://bottyuryagi.narod2.ru/" "Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/41.0.2272.118 Safari/537.36" 0 "application/javascript" "-" [-] (-) #16690x2071 100.43.91.23 - - [16/Apr/2015:22:28:01 +0300] "gazel-624332.narod.ru" "GET /cgi/video.fcg/?a=vip&cat=vslepuju&id=1942&vi_p=&fl= HTTP/1.0" 301 0 "-" "Mozilla/5.0 (compatible; YandexBot/3.0; +http://yandex.com/bots)" 0 "application/octet-stream" "-" [yandex] (-) #18019x561 100.43.91.17 - - [16/Apr/2015:22:28:01 +0300] "profitcentr-com.narod.ru" "GET /cgirobot/uindex.fcg/?0-6 HTTP/1.0" 200 24514 "-" "Mozilla/5.0 (compatible; YandexBot/3.0; +http://yandex.com/bots)" 0 "text/html" "-" [yandex] (-) #18023x394 178.19.251.140 - - [16/Apr/2015:22:28:01 +0300] "raal100.narod.ru" "GET /cgi/urlrdr.fcg/css/none?rnd=1682569444 HTTP/1.0" 200 0 "http://raal100.narod.ru/css/user.css" "Mozilla/5.0 (Windows NT 6.3; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/42.0.2311.90 Safari/537.36" 0 "text/html" "-" [-] (-) #16666x9351 178.19.251.140 - - [16/Apr/2015:22:28:01 +0300] "raal100.narod.ru" "GET /cgi/uutils.fcg?a=sc_FLukGd83&ab=uc&cl=http://raal100.narod.ru/index/0-262&bcn=Mozilla&bn=Netscape&bv=5.0%20(Windows%20NT%206.3 восприятие. В Библии сочетание картинок со стихами помогает ученику наглядно представить себе и запомнить важнейшие события Священной истории. Основное содержание Акафиста представлено в стихах, а картинки служат иллюстрациями, призванными заинтересовать ученика. При этом ученик сам представлен на картинках, является «участником» действия, которое ему предлагается совершить.

Новому — школьному — этапу обучения соответствовал новый подход Истомина к учебным средствам. Его «Малая грамматика»1 не имеет картинок и изложена прозой. Ее текст в отличие от современных педагогу аналогов свободен от множества затруднявших понимание частностей, каждое правило снабжено примером, число иноязычных терминов сокращено, всем же оставшимся дано русское разъяснение. Аналогичный подход есть в сохранившихся среди черновиков Истомина отрывках из других учебных пособий — Этимологии и Синтаксиса.

Наглядность осуществляется выделением наиболее важных текстов графически, а ударных мест — киноварью.

Использование разнообразных учебных средств в системе учебных пособий Истомина соответствует наиболее передовым в XVII в. представлениям об особенностях начального образования, научно разработанным Я. А. Коменским, и в то же время опирается на отечественные традиции: литературные, учебные, изобразительные.

В XVII в. российская педагогика еще не сложилась в стройную систему, но разные ее направления с большим или меньшим успехом развивались в тесной связи с общеевропейской педагогической мыслью. Карион Истомин, боровшийся за организацию Московской академии, воспринял в творчестве Я. А. Коменского и реализовал в своих сочинениях идеи начальной школы, что было максимально подготовлено предшествующим культурным развитием страны и общественными потребностями.

Карион Истомин был одним из немногих европейских педагогов, который смог столь последовательно, полно и органично развить на оригинальном учебном материале идеи Коменского. Система учебных пособий Истомина в целом и в особенности его поэтический триптих и Буквари явились шагом вперед в европейской педагогической практике.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz