Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Крупнейший деятель отечественной культуры XVI в. Максим Грек

Сергий в изображении Епифания — заботливый сын; с юных лет он отличался трудолюбием, все делал собственными руками. Епифаний подчеркивает, что Сергий всегда был тверд духом и не жаловался ни на какие трудности, был равнодушен к богатству и почестям. Уговорить его стать игуменом монастыря стоило больших трудов. В дальнейшем он отказался от предложения престарелого митрополита Алексия стать его преемником.

Однако Сергий был не просто монахом, он являлся крупнейшей политической фигурой своего времени. Большое место в его деятельности занимала выработка нового идейного направления — троичного учения, разделяемого и Епифанием, историческое значение которого заключалось в том, что оно явилось стимулом к народному единению в период ордынского ига.

По словам исследователя творчества Епифания В. А. Грихина, в образе Сергия автор «воплощает нравственный идеал эпохи второй половины XIV века, который не был отвлеченным богословским представлением, а являлся нормой поведения для лучших представителей русского общества, думавших о судьбах Родины».

Крупнейший деятель отечественной культуры XVI в. Максим Грек

Творчество этого крупнейшего деятеля отечественной культуры XVI в. имеет ярко выраженную учительную, просветительную направленность. Филолог, мыслитель, публицист, переводчик, он оказал большое влияние на многие умы России того времени. Один из его последователей — князь Андрей Курбский называл своего учителя «мужем зело мудрым», «философом искусным», «новым исповедником».

Известный на Руси под именем Максима Грека, урожденный Михаил Триволис прожил долгую и богатую событиями жизнь, без знания которой невозможно понять подлинный смысл его деятельности. Он родился в греческом городе Арте, находившемся под турецким владычеством, что побудило его после получения домашнего образования перебраться сначала на о. Корфу, входивший во владения Венецианской республики, а затем в Северную Италию. Знатное происхождение, хорошее образование, интерес к наукам позволили ему сблизиться с видными представителями итальянского Возрождения Иоанном Ласкарисом, Анджело Полициано, Альдо Мануцием. Несколько лет он состоял на службе в качестве секретаря у Пико делла Мирандола — младшего. Предполагают его знакомство с философами и гуманистами Academia Platonica во главе с Марсилио Фичино. Но особое воздействие на впечатлительного Триволиса оказали страстные проповеди Савонаролы и его трагическая кончина. В 1502 г. он постригся в монахи доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции, через два года покинул его и в 1505 г. оказался на Афоне, где принял под именем Максима постриг в Ватопедском Благовещенском монастыре. На Афоне, бывшем «высшей духовной школой» для всего православного мира, он прожил 10 лет, окончательно сформировавшись как личность и как знающий книжник.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz