Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

«Грамматическое учение» начиналось с азбуки, одновременно воспитанников учили письму и пению по нотам. Они изучали риторику, латинский и древнегреческий языки. Сам Димитрий высоко ценил знание древнегреческого языка, который «начало есть и источник всему любомудрию... от того во вся премудрая учения, во вся языки произыдоша...». Все же в ростовской школе латинский язык ставился выше древнегреческого: лучший класс назывался латинским, менее успешный — греческим. Преподавание латинского языка велось на таком уровне, что ученики могли писать на нем стихи и свободно произносить речи. Отметим, что учителя греческого и латинского языков в ростовской школе получали каждый по 30 руб. в год, в то время как учитель русского языка — только 5 руб. Учащимся также выдавалось постоянное денежное пособие «по деньге на день», а ученикам, изучавшим греческий и латинский языки,— «по две деньги на день».

Школа разделялась на три класса: низший (грамматический), средний (латинский) и высший (философский), причем в первом классе было два отделения.

На формирование школьных порядков большое влияние оказало обучение Димитрия в Киево-Могилянской коллегии, из которой он перенес на русскую почву некоторые ее традиции. Отстающие ученики сидели в конце класса возле печки и дверей, лучший ученик назывался императором и сидел впереди на особом месте. «Император» вместе с тем был и авдитором: он спрашивал домашние задания, ставил отметки, объяснял и повторял уроки, смотрел за порядком и т. п. Рядом с «императором» сидел «первый сенатор». Помогал «императору» «сеньор», иногда назначавшийся из учеников старшего класса, он следил за порядком. Наиболее способные сидели в классе за первыми столами.

Димитрий придавал большое значение школе: «Что бо человека вразумляет аще не учение?», видел в ней эффективное средство борьбы против невежества, отсталости, суеверий, закоренелости в старых обычаях, которые, по его мнению, были порождены тем, что «иереи глупы, а люди неразумны». Он лично руководил занятиями в училище, экзаменовал своих воспитанников, а с наиболее способными учениками занимался отдельно. По его инициативе в школе был устроен театр, в котором учениками исполнялись пьесы духовного содержания. В первый же год существования «училища греческого и латинского» на школьной сцене была поставлена «Рождественская драма», созданная Димитрием. В том же году, по-видимому, было осуществлено представление недошедшей до нас пьесы Димитрия «Кающийся грешник». Драма учителя русского языка Евфимия Морогина «Венец Димитрию», написанная в честь ростовского митрополита ко дню его именин, была исполнена учениками.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz