Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Школа Димитрия Ростовского

В 1703—1705 гг. специально для постановки на сцене школьного театра Димитрий Ростовский написал пьесу «Успенская драма», приурочив ее к празднику Успения Богородицы. Театральные представления, пение и музыка плодотворно влияли на развитие эстетических чувств учащихся, которым приходилось также рисовать декорации и готовить костюмы для актеров.

Школа Димитрия Ростовского явилась своеобразным связующим звеном между древнерусскими училищами и петровскими школами XVIII в. Широта постановки проблемы воспитания, разнообразие школьной жизни, которая способствовала развитию детей, простота отношений между учителями и учащимися при обычных в то время строгих порядках, неформальное отношение к делу являются характерными особенностями ростовской школы. Общеобразовательная школа Димитрия просуществовала сравнительно недолго. В 1705 г.

школу закрыли под предлогом, что ее содержание обходилось слишком дорого. Занятия были прерваны в самом разгаре: «...и поучилися были ученики два лета и вяшшие и уже начали были грамматику разумети не зле, но попущением божиим сотворшаяся дому Архиерейскому скудость, сотвори препятие, и оставишася учения, понеже вознегодоваша питающий нас, аки бы многая исходит на учители и ученики издержка... оскудевше убо во всем, оскудехом и во учениях»,— жаловался Димитрий в письме от 10 декабря 1706 г. к Иову новгородскому.

Новый свет на педагогическую деятельность Димитрия Ростовского проливает его «Келейный летописец» (остался не законченным автором). Замысел создания летописца возник у Димитрия в 90-х гг. XVII в., во время его пребывания на Украине, но только после назначения в Ростов он приступил к созданию «Келейного летописца». В Государственной библиотеке им. В. И. Ленина хранится рукописный список «Келейного летописца», представляющий большой интерес тем, что в нем есть предисловие, отсутствующее как в печатных изданиях памятника, так и во всех других рукописях этого сочинения. Из этого предисловия видно, что Димитрий не мог смириться с закрытием школы. Своим воспитанникам, не имевшим отныне возможности продолжать дальше обучение, предназначал Димитрий этот своеобразный учебник для изучения ветхозаветной истории. «Чадца моя любезнейшая,— обращался Димитрий к своим ученикам,—...похваляю начатки учений ваших, блажу в грамматики искусство ваше и желал бы вам спеяния множайшего в болших учениях: яко же в пиитике, риторике и философии и инех вышших. Но понеже страна сия издревле в таковые учители бе и есть скудна, и благодетелей, пособствующих учениям несть, и время нынешнее многобедное, не меншим есть препятием, нужда убо надлежит престати учениям школным, заградитися сладких вод источнику, умолкнути геликонским музам, окончания прияти юношеской палестре не без многия моей туги и печали... Обаче да не вотще дни юности вашея изнуряете, ни да погубляете времени дражайшего паче злата и сребра, советую и повелеваю вам, аще и младенцем сущим не млека (менших школ учения) доволне напившимся, начати уже твердейшей и полезнейшей приучатися пищи», т. е. ветхозаветной истории, которая «...юного отрока пастит в мужи совершенна не тела возраст, но ума, а возраст уму есть мудрость, не в силе лет изучитаемый, но во множестве благоразумия...».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz