Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Школа Димитрия Ростовского

«Келейный летописец» имел важное значение для характеристики педагогических взглядов Димитрия Ростовского. События ветхозаветной истории использовались Димитрием как тема для назидательного нравоучения. Текст Священного писания понимался и толковался им не только исторически, но и аллегорически, тропологически и аналогически. Каждый факт истории Ветхого завета — это не только подлинное историческое событие, но аналог иного события, заключавшего в себе скрытую сакральную истину. Димитрий преследовал главную цель — пропаганду нравственного жизненного идеала. Он стремился показать, что высокие душевные качества человека являются результатом его постоянного, упорного труда, нравственного подвига. В «Келейном летописце» им прославлялась моральная красота человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим. Его произведение имеет публицистическую направленность, которая вызвана стремлением автора заботиться о благе всех, а не отдельной личности. Просветительная вера в разум порождала убеждение, что слово наставника обладает могучей, действенной, почти императивной силой. Текст «Келейного летописца» кончается похвалой силе слова: «Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых содевает добрыми!».

Создавая свое произведение, Димитрий Ростовский выполнял в какой-то мере определенный социальный заказ и одновременно ставил перед собой дидактические и педагогические цели. Он обращался к своим читателям с учительным, назидательным словом, рассматривая «Келейный летописец» в качестве «душеполезного лекарства», и был убежден, что его слово будет понято в народе и принесет нравственную, общественную пользу. Важнейшей задачей своего произведения Димитрий считал формирование нравственного кодекса, просвещение сознания, прямое выражение идеала, носителями которого выступали герои ветхозаветной истории. Связь с действительностью придавала «Келейному летописцу» необычайную публицистическую остроту, взволнованный лиризм, эмоциональный пафос. Димитрий затрагивал и конкретные вопросы воспитания детей. Он резко осуждал распространенный в его время обычай брать детям кормилиц, считая его противным самой материнской природе и источником многих бед: дети вырастают больными, слабыми, рано умирают, в то время как ребенок, вскормленный матерью, всегда здоров, крепок телом, разумен и почтителен к родителям. Вместо с молоком кормилицы ребенок усваивает не только болезни, но и отрицательные стороны ее характера. Дети, вскормленные кормилицами, не имеют должного почтения к своим матерям, нарушая тем самым основные нормы христианской морали. Но еще большее зло творят те матери, которые своих детей «воспитывают скотским млеком: ибо с млеком и нравы скотские в младенцы входят».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz