Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СССР ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА УКРАИНЕ

Оценивая украинское педагогическое наследие, важно проследить, когда и как усваивался здесь чужой материал и чужие формы, что своего вносилось в общую сокровищницу просветительных идей и форм, и на уровне обобщения установить как прямые заимствования, так и типологически родственные явления, самостоятельно возникшие на национальной почве. К факторам воздействия западных культур относится распространение гуманистических веяний и развитие ренессансных и реформационных тенденций, составлявшее основное содержание культурных связей Восточной и Западной Европы XV—XVII вв.

В системе идеологии и культуры украинского средневековья педагогика играла особую роль, что определялось ее гражданственностью, свойством чутко отражать общественные задачи, которые в силу исторических условий развития Украины сводились в первую очередь к идее национального самоутверждения и национально-освободительной борьбы. Тесная связь историко-педагогического процесса с процессом формирования и социального развития украинского народа проявилась и в педагогической практике, и в характере общепросветительного движения, и в самой периодизации конкретных историко-педагогических явлений.

Первый этап развития школ и педагогической мысли на Украине охватывает период с конца XIV до конца XV в., т. е. со времени захвата территорий южнорусских княжеств польскими и литовскими феодалами до окончательной ликвидации национальных особенностей в административном устройстве, правовых институтах и политическом строе украинских земель. Фактографические данные о педагогической практике этого периода почти отсутствуют ввиду скудости источниковой базы, поэтому реконструкция ее возможна в основном на косвенных материалах.

В традиционных формах продолжали существовать элементарные школы при церквах и монастырях, обучавшие чтению, церковному пению и порядку богослужения. Принято считать, что нашествие орд Батыя уничтожило и разветвленную сеть этих школ. Такое суждение опирается на отсутствие прямых указаний о школе в период нашествия, но оно вряд ли верно. Например, граффити на стенах Софийского собора в Киеве подтверждают беспрерывность (в XI, XII и XIV вв.) существования здесь школы дьяков. Существование элементарных школ на Украине подтверждает и тот факт, что уже во второй половине XIV в. церковь пытается контролировать их появление, о чем свидетельствует характерная оговорка в дарственной грамоте Любарта Гедиминовича, запрещающая в пределах Луцкой епархии без ведома епископа «церкви созиждати... дидаскалию основати».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz