Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СССР ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА УКРАИНЕ

Традиционно продолжала существовать и более высокая ступень образования, включавшая элементы богословия, что подтверждается примерами из житийной литературы. Актовое наследие княжеских, городских и церковных канцелярий является косвенным подтверждением существования нотариально-писцовых школ. Напомним, что если в литовской части Украины государственным языком признавался книжный белорусско-украинский язык, то в Галичине до введения «польского права», т. е. до 1434 г., в канцелярском обиходе широко практиковалось двуязычие с применением как родного, так и латинского языка, что подразумевало подготовку наряду с кирилловскими и латинских писцов и составило фундамент будущего распространения латинских школ.

Появление новых веяний в украинской культуре связано с так называемым вторым южнославянским влиянием на Руси, в частности с распространением исихазма — религиозного учения, углубленно обратившегося к внутреннему миру человека и вопросам морали, к примату личностного сознания над внешней, обрядовой стороной религии. Крупным центром исихастской мысли являлся Киево-Печерский монастырь, с которым связана деятельность талантливых писателей того времени, выходцев из Болгарии, киевских митрополитов Киприана и Григория Цамблака. Они впервые применили в украинской церковно-учительной литературе индивидуально-эмоциональный стиль так называемого «плетения словес», насыщенный сложными риторическими приемами с целью создания настроения, чего не знала предыдущая литература.

Следующий этап развития школ и просветительной мысли на Украине охватывает конец XV — первую половину и середину XVI в. Характерную общественно-политическую окраску этому периоду придают, с одной стороны, дальнейшие централизаторские меры польско-литовской власти, направленные на укрепление позиций их господства на Украине, а с другой — практика заигрывания с украинским боярством, постепенно уравненным с польской шляхтой, что объективно способствовало активизации общественной жизни. Прогрессивную роль сыграло и предоставление множеству украинских городов права самоуправления (так называемого магдебургского права). Активизация экономики, распространение кодифицированных правовых норм, усиление периферийных государственно-административных органов с развитым делопроизводством определили возросшую потребность не только в элементарно грамотных, но и профессионально подготовленных людях. Под влиянием новых требований расширяется сфера прикладной педагогики.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz