Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СССР ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА УКРАИНЕ

Начальной ступенью грамотности по-прежнему остается элементарная приходская школа. Являясь для большинства первой и единственной ступенью грамотности, эта школа была одновременно и начальным фундаментом специальных знаний, необходимых для получения священнического сана или для службы в судебно-административном аппарате. Подготовку священников осуществляли преимущественно школы при епархиальных соборах и крупных монастырях, давая обучавшимся представление о богословии, а также подготовляя их к книгописанию, чего не делала приходская школа. Так, на «Номоканоне», переписанном в 1565 г. в Зимненском монастыре на Волыни, находим следующую характерную приписку: «Почах аз...Федор сын архимандрита Зименского, того ж де и учен».

О подготовке канцеляристов для судебно-административного аппарата можно судить на основании более поздних данных. Косвенным подтверждением того, что обучение праву и делопроизводству было основательным, служит уверенность, с которой украинские канцеляристы, судя по сохранившимся актам, манипулируют пунктами и параграфами уставов и ведут адвокатуру в спорных делах, демонстрируя солидные познания в юридической казуистике. Как подтверждают позднейшие источники, подготовку «в прав1умес.тних» кадров брали на себя сами канцелярии в своеобразных школах-практикумах, получивших в XVIII в. название палестр.

Если в литовской части Украины (Волынь, Поднепровье, Брацлевщина) в деловом общении употреблялся книжный вариант родной речи, то на Галичине и Подолии, входивших в состав Польского королевства,— латынь. Уже во второй половине XV в. встречаются упоминания об элементарных латинских школах, организованных при костелах и монастырях. При епископских католических кафедрах (Львов, Холм, Красностав, Перемышль, КаменецПодольский) создаются школы повышенно-элементарного уровня. Последние, как правило, вскоре превращались в городские школы под совместной опекой епископа и магистрата. По сходному образцу возникают школы и во множестве некафедральных городов. Некоторые из них, как, например, Львовская, Красноставская, Перемышльская, Ярославская, вскоре приобретают статус колоний Краковского университета, расширяя обучение до семи свободных наук западноевропейской средней школы. Уровень обучения в этих школах равнялся, очевидно, повышенно-элементарному.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz