Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Учеба в латинской школе

Оценивая деятельность латинских школ на Украине, современная историкопедагогическая наука нередко склонна некритически заимствовать точку зрения дореволюционных исследователей. Это привело к предвзятому игнорированию образовательной роли латинских школ или к крайне отрицательной оценке их деятельности. Несомненно, что учредители этих школ — католические иерархи — преследовали цель распространения католицизма. Но несомненно и то, что, во-первых, в конечном итоге эта цель не была достигнута, о чем свидетельствует размах национально-освободительного движения, а во-вторых, латинские школы, вооружив своих воспитанников знаниями латыни, открыли им дверь к европейской образованности. Появлению латинских школ украинская культура обязана тем, что к концу XV — началу XVI в. резко возрастает количество студентов-украинцев в зарубежных университетах Праги, Кракова, Падуи, Болоньи, Виттенберга, Базеля, Лейдена и др. За выходцами из литовской Украины право на образовательные путешествия закрепляется специальным пунктом Судебника Казимира 1468 г., почти дословно узаконенным Литовским Статутом. Насколько распространенными были такие выезды, свидетельствует тот факт, что только в Краковском университете в XV — первой половине XVI в. обучалось не менее 1200 выходцев из Украины, в том числе немало горожан. Сохранились и свидетельства о том, как практически происходили подобные выезды: так, Матвей Щетинчич, луцкий мещанин, записью 1572 г. передает полномочия по распоряжению своим имуществом священнику, поскольку сам он, «будучи в молодых лгпх, хочется в науку вдати».

Следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство: Учеба в латинской школе отнюдь не обозначала окатоличивания. Это подтверждается примерами как из жизни высшего православного духовенства, завершавшего, как правило, образование в католических учебных заведениях, так и из частного обихода светских лиц, вполне преданных православию. Так, брацлавский кастелян Василь Загоровский в завещании 1577 г., подробно оговорив все пункты воспитания и обучения сыновей, направленные на то, чтобы они «писма своего руского и мовеня рускими словы и обычаев цнотливых и покорных руских не забачали, а наболшей в1ри своее», предписывает, однако, отдать их в школу «до Вильны к езуитом, бо там фалят д1тям добрую науку».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz