Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Учеба в латинской школе

Оценивая украинское просветительное движение данного периода в более широком контексте, можно констатировать, что под влиянием стимулирующего воздействия западноевропейской гуманистической мысли оно вступает на путь постепенного освоения ренессансно-гуманистических элементов и тенденций. Очагом ренессансной культуры с конца XV в. становятся Львов и другие города Галицкой Руси. Особое место среди первых гуманистов принадлежит талантливому ученому, ректору Болонского и профессору Краковского университетов Юрию Дрогобычу (Котермаку), первому восточнославянскому автору печатной книги, изданной в Риме в 1483 г. Зачинателями славянской ренессансной литературы стали латиноязычный поэт, издатель и комментатор античных и новолатинских авторов Павел Русин из Кросно (ум. 1517) и блестящий публицист и оратор Станислав Ориховский из Перемышля (1513—1566), который в своих произведениях впервые развил идею этнической и языковой общности славян. Проповедуя веротерпимость, С. Ориховский, будучи католиком, протестовал против попыток католического духовенства унизить православные церковные обряды, подчеркивая: «Я из украинцев, о чем заявляю прямо и с гордостью».

Наличие ренессансных элементов в украинской духовной культуре не означало переориентации ее в сторону Запада. Ее доминирующие концепции по-прежнему базируются на греко-славянской культурной общности и древнерусской традиции, но уже видоизмененной вследствие пограничных контактов с «латинским миром». Проявлением новых веяний стало, в частности, распространение рационалистически-гуманистической культуры на Волыни и Надднепрянщине, о чем свидетельствует появление большого числа переводных книг. Намечается качественно новый этап украинской просветительной мысли. Ученые монахи создавали фундамент для широкого распространения новых просветительных идей, близких гуманистическим веяниям западноевропейской культуры.

Третий этап развития просвещения на Украине проходит под знаком культурного подъема конца XVI — начала XVII в. Ускоренный политический пульс времени, предвещавший близкую развязку в Освободительной войне украинского народа 1648—1654 гг., был вызван резкой вспышкой католической реакции в Речи Посполитой — новом государстве, созданном по Люблинской унии 1569 г. Главенствующую роль в нем захватила шляхетская Польша, под непосредственную власть которой кроме Галичины и Подолии перешли Волынь, Поднепровье и Брацлавщина. Социальное, национальное и религиозное наступление польских правящих кругов на украинские земли ярко отразилось в Брестской унии католической и православной церквей 1569 г., которую правительство рассматривало как промежуточное средство для постепенного окатоличивания украинского народа. Наступление реакции вызвало к жизни мощное освободительное движение, сопровождавшееся сдвигами в общественном сознании. На арену социально-политической борьбы активно выдвигается третье сословие, обладающее развитым чувством социального и национального протеста.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz