Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Крупнейший деятель отечественной культуры XVI в. Максим Грек

Весьма велика роль Максима Грека в становлении грамматики, понимавшейся в широком смысле как наука о языке и включавшей орфографию, просодию, синтаксис и этимологию. Сохранилось несколько сочинений афонца по грамматике и методам изучения языка. Он называет грамматику «началом входа» к философии, понимая ее как преддверие знания вообще. Максим отмечал сложность изучения такого развитого языка, как греческий, постигнуть который можно лишь под руководством искусного учителя и не менее чек за год, удалившись от мирских треволнений и полностью сосредоточившись на процессе обучения. Известно, что он сам обучал греческому языку, в частности, Нила Курлятева в Троице-Сергиевом монастыре.

Любопытна его статья «О пришельцах философех», где говорится о том, как надо испытывать приходящих учителей греческого языка, чтобы обличать шарлатанов и по достоинству оценивать знающих дидаскалов. К статье прилагались два стиха на греческом языке, написанные гекзаметром и пентаметром, которые испытуемый должен был правильно перевести и истолковать. Статья вошла в некоторые списки азбуковников. Это, пожалуй, первый на Руси своеобразный педагогический тест.

Мысли Грека о грамматике стали широко известны в восточнославянском мире, ибо они вошли в качестве «книги философской» в известную «Грамматику» Мелетия Смотрицкого. Грамматику как особую дисциплину стали изучать на Руси во второй половине XVI в. под влиянием Грека. Даже в XVIII в. авторитет афонца в этой области был достаточно высок: в типографии при Московском университете издается один из приписываемых ему трудов , а в 1794 г. Академия наук, приступая к печатанию российской грамматики, руководствуется прежде всего грамматиками Максима Грека и М. В. Ломоносова.

Максим Грек был сторонником более широкого и основательного образования, чем то, которое было на Руси в XVI в. За два века до открытия Московского университета он выступает пропагандистом высшего образования. Он дает описание крупнейшего в Европе Парижского университета, где бесплатно преподаются не только богословие, но и светские науки, главным образом гуманитарные. Со всей Европы съезжаются в Париж молодые люди разного социального происхождения: «сынове простейших человек», «болярского и княжескаго сана». Такими подобает быть и нашим юношам, замечает афонец, «иже у нас о благородии и изобилии богатства зело хвалящеся». Подчеркивается, что государство в лице королевской власти поддерживает и обеспечивает развитую систему образования, а преподаватели получают высокое вознаграждение за свой труд.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz