Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Крупнейший деятель отечественной культуры XVI в. Максим Грек

Эта возрожденческая тенденция сочетается у афонца со средневековым осуждением чрезмерного увлечения светскими науками. В описании «училищ италийских», содержащемся в «Слове на латинов», он замечает, что «латинстии сынове» более следуют «внешнему диалектическому ведению, неже внутренней церковной и богодарованной философии». Следуя святоотеческой традиции, Максим разделяет науки на «внешние» и «внутренние». Если первые полезны в практической деятельности, то для духовного самосовершенствования важнее вторые. Многознание не научает добру, нужно стремиться к «горнейшей премудрости». У Максима нередко встречаются осуждения «акадимейского хитрословного высокоумия», заумной болтовни «внешних софистов», но вместе с тем он, будучи философом, высоко ценит языческую мудрость в лице Сократа, Платона,.Аристотеля.

Оценивая взгляды Максима, следует учитывать их сложную эволюцию и конкретные обстоятельства создания анализируемых сочинений. Преследуемый церковными соборами, гонимый влиятельными недоброжелателями, обвиняемый в «порче» канонических книг, Максим взвешивает каждое слово, пытается представить себя лояльным сторонником православия. Но он же осуждает слепое благоговение перед текстами, утверждает практически и теоретически усвоенные им нормы современной филологической науки, объективно способствуя тем становлению новых культурных принципов.

Будучи энциклопедически образованным человеком, Максим Грек привнес много ценных идей и знаний в русское общество. Он объясняет, что такое греческий акростих, латинская пиета, описывает трагическую судьбу Савонаролы, рассказывает об устройстве православных и католических монастырей. Именно от него узнают на Руси о существовании Кубы и Молуккских островов, о Великих географических открытиях и освоении Нового Света. Значителен его вклад в распространение идей, образов и представлений высокоразвитой эллинской цивилизации, достойным представителем которой он явился на Руси.

Максим Грек был страстным публицистом, талантливым писателем. Немалый интерес представляют его обличения теневых сторон жизни русского общества. В полемике с «немчином» Николаем Булевым он критикует «звездозрительную прелесть» (астрологию), занесенную с Запада, порицает веру в «колесо фортуны», высмеивает бытовые суеверия, нелепые представления и ограниченность ума, бичует пьянство, чревоугодие, выставляет праздность как «мать всех пороков», призывает к трудолюбию и воздержанию: «Бегай праздности губителныя, деланием же рук отгоняй уныние мысли своея».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz