Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Крупнейший деятель отечественной культуры XVI в. Максим Грек

По античной традиции Максим Грек выделяет три начала в человеке: духовное, душевное и телесное. Живущий плотскими радостями уподобляется скоту, увлеченный своими чувствами становится эгоистом, лишь «муж духовен» живет в истине. Понимая сложность человеческой души, сравниваемой им то с кораблем, волнуемым житейским морем, то с воском, способным принимать любые письмена, то с землей, могущей дать обильный урожай при правильном ее возделывании или стать бесплодной при небрежном обращении, то с зерцалом, тускнеющим от губительных страстей, Максим не догматическим декларированием, а искренним, доброжелательным увещеванием стремится воспитать в человеке стремление к добру. В одном из лучших его диалогов — «Беседует ум к души своей» ум как выразитель духовного начала призывает душу исторгнуть нечестивые помыслы, возлюбить истину, проникнуться чувством ответственности и твердо стать на путь добродетельной жизни: «Скоро убо, о душе, познаим себе и своего создания достойна да мудръствуим». Глубоко диалектической является мысль о том, что жизнь без забот (просторный путь) развращает, в то время как жизнь, исполненная борьбы и даже страданий (тесный путь), укрепляет и совершенствует человека, «на страданье бо и подвиги вышним приведена была еси» душа человеческая.

Полемические заметки органично сочетаются у Максима Грека с позитивными идеями. Примером может служить «Послание к некоему мужу поучительно на обеты некоего латынина мудреца». В нем дается критический анализ «Луцидариуса», одного из наиболее популярных «естественнонаучных» апокрифов, построенного в форме диалога учителя и ученика. Ответы учителя, в которых рассматриваются разнообразные вопросы — от натурфилософских и богословских до самых обыденных, представляют, по мнению Грека, «сор пословиц еллинских», эклектическую смесь языческих представлений. Иронично переиначивая название книги «Луцидариус» («Просветитель») в «Обтенебрариус» («Затемнитель»), Максим призывает своего адресата «кира Георгия» изучать труды Иоанна Дамаскина.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz