Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

Важную роль во внешкольной жизни академии играл студенческий театр, публично разыгрывавший драмы и интермедии, написанные профессорами либо студентами. В комических интермедиях и вертепных сценках, героями которых были представители народа, проявлялась тесная связь академии с народной жизнью, что вело к обогащению украинской книжной литературы, средоточием которой со второй половины XVII в. стал Киев.

Что касается быта учащихся, проживавших в бурсе, то он вполне сходен с бытом братских школяров. Студенты средних и старших классов, добывая средства к пропитанию, занимались репетиторством.

Соответственно образовательному уровню каждой из распространенных на Украине школ в них преподавались (в большем или меньшем объеме) следующие учебные дисциплины: 1) предметы начального

обучения: чтение, письмо; 2) грамматика: церковнославянская, староукра инская, латинская, греческая, польская; 3) поэтика; 4) риторика, включавшая историю и географию; 5) предметы квадривиума: арифметика, геометрия, астрономия, музыка; 6) философия; 7) богословие.

К предметам начального обучения относится азбука (как в элементарных школах, так и в начальных классах братских школ). Выучив азбуку и овладев слогами, ребенок переходил к чтению «слогов сливаемых», т. е. отдельных слов и простейших учебных текстов: сентенций, афоризмов, молитв. Навыки беглого чтения закреплялись на Часослове и Псалтыри, приспособленных к школьному обиходу. Что касается обучения письму, то здесь следует опровергнуть широко распространенное заблуждение, согласно которому начальная школа ставила перед собой такую задачу. Это заблуждение проистекает из наложения современных понятийных категорий на систему представлений о грамотности, свойственных прошлому. Понятия «уметь писать» и «учить писать» охватывали не обычную грамотность в современном значении, а знание бытующих в конкретный период каллиграфических вариантов письма, которыми владели писцы-профессионалы. Элементарная школа не ставила перед собой задачи «учить писать» (в вышеуказанном смысле понятия), так как это не диктовалось практической надобностью. В отличие от умения читать, нужного во всех сферах жизни, «уметь писать» требовалось только лицам, зарабатывавшим своим искусством хлеб насущный,— писцам, канцеляристам, книгописцам и др. На этапе элементарного обучения в процессе заучивания азбуки школьники копировали на деревянных табличках (церах) очертания печатных букв, автоматически овладевая навыками упрощенного письма, построенного на книжных образцах, которое специалисты-палеографы называют элементарным почерком. Но происходило это не со специально заданной целью и, очевидно, далеко не всегда. Церы являлись непременным спутником школьного обихода, упомянутого и в уставах братских школ. В противоположность письму на табличках овладение каллиграфическими навыками считалось качественно высшим этапом обучения, требующим специальных усилий и особой выучки, и производилось на бумаге. «Письму на бумаге», т. е. каллиграфии, могли учить в повышенно-элементарных соборных и монастырских школах, приготовляя учащихся к книгописанию, а также в грамматических классах школ среднего уровня (при наличии специалиста). Чаще же «управляли в добрый характер руку к писанию» частные учителя.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz