Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

В процессе начального обучения роль учебных пособий исполняли рукописные азбуки, составленные самими учителями: «алфавитари» — для обучения кирилловской грамоте, «элементары» — латинской и польской. В связи с ограниченными тиражами и редкостью печатных книг последние имели значение скорее образцов, чем общедоступных учебных пособий. Древнейшими из букварей кирилловской грамоты являются знаменитые буквари Ивана Федорова (1574, 1578), острожские буквари 80-х гг. XVI в., Букварь Лаврентия Зизания 1596 г., виленский Букварь 1621 г., львовский Букварь из типографии Л. Слезки 1638 г. и др. Для начального изучения греческой грамоты служила греко-славянская Азбука, изданная Иваном Федоровым (1578), и грамматика «Адельфотес»; польская азбука, возможно, изучалась по букварю «Ыаико си сгу1апш р1зта polskiego» (древнейший датированный польский букварь, изданный во Львове в 1599 г.); латинская — по многочисленным «Е1ете^а» — извлечениям из грамматики Элия Доната. Использовались также латинские и польские катехизисы и псалтыри в школьных вариантах.

Особое место в программах школ отводилось грамматике — «первой от семи наук», считавшейся основой познания. С элементарными грамматическими правилами ученики знакомились уже на основе простейших грамматических разделов в букварях. Последовательное изучение грамматики как самостоятельной дисциплины составляло специальный предмет подготовительного (аналогии) и трех грамматических классов, совпадая в основных чертах с принятым делением грамматики на четыре составные части. К ним относились: 1) орфография, охватывавшая орфоэпию и фонетику; 2) этимология, излагавшая учение о частях речи и правилах их изменения, т. е. современная морфология; 3) синтаксис, разделявшийся на «простой» (собственно синтаксис) и «образный», соответствовавший современной стилистике; 4) просодия — краткая теория стихосложения. Указанные разделы распределялись между грамматическими классами следующим образом: в инфиме изучалась орфография параллельно с этимологией, в классе грамматики — этимология и основы синтаксиса, в синтаксиме — завершающий курс грамматики, включавший художественный синтаксис и элементы просодии.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz