Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

Сведений о том, в каких учебниках излагалась польская грамматика, не сохранилось.

Поэтика преподавалась в специальном классе или «вкупе» с риторикой, преследуя практическую цель «вирши на свою потребу творити». При этом поэзия выполняла учительную роль: «Поэзия — единственная мать и наставница эрудиции». Предметом поэтики как школьной науки являлась теория поэзии, излагавшая законы просодии (ритмической организации стиха), особенности формы поэтических произведений и стилистические признаки более чем 30 видов классических и средневековых стихотворных жанров. Главным занятием «пиитов» — студентов класса поэтики — были практические упражнения в стихосложении: сочинение виршей на заданную тему, составление мелких стихотворных эпитафий, эпиграмм и акростихов, переложение прозаических отрывков или сентенций на язык поэзии. Студенческие поэтические опусы обсуждались на классных концертациях.

Сохранилось 15 рукописных курсов поэтики, читанных в украинских образовательных заведениях на протяжении XVII в., первый из которых относится к 1637 г. Среди них особое место занимает курс, прочитанный в Киевской академии в 1685 г. и являющийся первым самостоятельным отечественным трактатом по теории стихосложения. Большинство сохранившихся курсов имеет сходную структуру, включая разделы общей и прикладной поэтики.

Риторика вместе с поэтикой составляли единый курс так называемых «гуманистических студий» (Ьитагмога). По мнению педагогов-гуманистов, реформаторов европейской школы XVI в., одна из главных школьных задач состояла в овладении красноречием, способствовавшим развитию умственных способностей и подъему морального уровня общества. Риторика как учебный предмет подразделялась на общую и частную, или прикладную. В задачи курса общей риторики входило научить способам составления риторических пассажей («периодов»), а затем искусству подражания античным образцам. Далее толковался один из наиболее сложных разделов риторики — учение об ораторских тропах и фигурах. После этого ученик переходил к самостоятельному сочинительству, составляя поздравления, приветствия, похвалы и т. п. Параллельно шло первичное ознакомление с формами и приемами доказательств, в связи с чем излагались элементы диалектики.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz