Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

Известно о преподавании «мусики», т. е. хорового церковного пения. Уставы братских школ предусматривали обязательные субботние уроки «мусик церковного пения», т. е. пения с нот и музыкальной грамоты. В библиотеке Львовского братства хранилось много рукописных и печатных нот для партесного пения: реестр нотных тетрадей 1697 г. охватывает 87 томов, включающих 372 хоровых «концерта» на 3—12 голосов. Преподавание музыкальной грамоты поручалось опытным регентам или композиторам. Например, львовским школьным хором в 1604 г. руководил композитор Федор Сидорович. Многоголосные хоровые композиции виртуозно-концертного характера, с большим мастерством исполняемые школьными хорами, оказывали влияние на подъем широкой музыкальной культуры.

Развитие партесных «концертов», формирование канта и сольного пения, свидетельствующего о первых шагах «обмирщения» музыки, указывают на высокий уровень музыкального образования учащихся братских школ и КиевоМогилянской академии, воспитанники которой уже во второй половине XVII в. выступают в роли учителей пения «по партесам» не только на Украине, но и в России, гдеИМ поручается руководство придворными и патриаршими хоровыми капеллами. В Киеве музыкальное образование получил и выдающийся теоретик партесного пения, композитор Николай Дилецкий, автор первого отечественного учебника по теории музыки и контрапункту — «Грамматика мусшйського пения» (первое издание в Вильне в 1677 г.). Кроме теоретических положений в нем содержалось множество упражнений для развития навыков дирижирования и композиции, а также давались советы учителям пения по обучению детей музыкальной грамоте.

Особое место в развитии отечественного просвещения принадлежит философии, впервые выделившейся в профессиональный научный предмет в практике Киево-Могилянской академии. Превращение философии в самостоятельную дисциплину знаменовало качественно новый этап в развитии духовной культуры украинского народа. Анализ философских курсов профессоров академии, проводимый Институтом философии, позволяет пересмотреть господствовавшее до недавнего времени представление об отечественной философии как сугубо схоластической. Лекционные курсы профессоров академии содержат идеи, близкие к философским учениям Возрождения и раннего Просвещения. Разграничивая методы, источники и предмет философии и теологии, сужая понимание предмета философии до научных философских проблем, за пределы которых выносится богопознание, а на его место выдвигается натурфилософия и интерес к естествознанию, киевская философская школа в противовес схоластике утверждала деистические и пантеистические идеи, признавая единство материи во всех природных телах и количественную неизменность при всех ее превращениях. С концепциями гуманистов и реформаторов киевскую школу сближает обращение к свету разума, признание величия и самостоятельности человека, сущность которого наиболее глубоко выражается в его разумности и свободном волеизъявлении, основанном на нравственной ответственности. Это составляло концептуальный фундамент развития педагогической мысли в духе просветительных идей нового времени.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz