Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

Философский курс, как и курсы поэтики и риторики, читался по-латыни на протяжении 2—3 лет, охватывая три отдела.

Логика, или «умственная философия», разделялась на две части: первая рассматривала три действия ума — понятие, суждение, аргументация и формы последней (силлогизмы, дилеммы, примеры и пр.); вторая являлась собственно теорией познания, изъяснявшей вопросы о материальном и формальном объектах логики, о соотношении общего и единичного, о проблеме истины и способах познания объективного мира.

Физика, или натурфилософия, исследовала свойства бытия природных тел, сущность материи как их субстрата, соотношение материи и формы, категории движения, пространства и времени, а также категорию причинности. Объясняя причины природных процессов, натурфилософия обращалась к естествознанию. В курсах натурфилософии излагались сведения из области физики, химии, минералогии, метеорологии, биологии, медицины, психологии.

Особое место в курсе натурфилософии уделялось изучению структуры мироздания, т. е. изложению астрономии, толковавшейся особенно противоречиво и неоднозначно. Не отходя от представлений о боге как творце мира, лекционные курсы одновременно объясняли происхождение небесных светил с точки зрения новейшей астрономии, трактуя их как сгустки космической энергии. Студентам сообщались данные о планетах, их размерах и движении, расстояниях между ними, о затмениях и пр. Слушателей академии знакомили с космологическими взглядами Галилея, Тихо Браге, Декарта, Коперника.

Метафизика, или раздел «о божественной сущности бытия», преследовала цель изъяснить предметы, недоступные чувственному восприятию: бог, душа и др. Киевские академические курсы метафизики отбрасывали антропоморфные представления о боге-творце, отождествляя понятие «бог» с понятиями «совершеннейший разум» и «природа и субстанция».

Практическими упражнениями для студентов класса философии являлось сочинение «диссертаций», читаемых публично. В философском классе проводились диспуты, которые заменяли учительскую проверку и концертации. Диспуты проводились и непосредственно при чтении лекций, и на предварительно заданную тему. Ежегодно для студентов, заканчивавших очередной философский курс, организовывались публичные диспуты, выполнявшие роль экзаменов. В качестве учебников философии выступали конспекты: согласно академической традиции, до середины XVIII в. каждый профессор должен был готовить самостоятельный философский курс, традиционно основанный на произведениях Аристотеля.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz