Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Систематическое богословское образование

Богословие как система доказательств, обосновывающих православное вероучение, также разрабатывалось в стенах Киево-Могилянской академии, хотя элементы «церковного чина» излагались уже в братских школах по Катехизису Лаврентия Зизания и в процессе ознакомления учащихся с сочинениями украинских писателей-полемистов. В академии элементарное богословие излагалось на основе «Православного исповедания» Петра Могилы начиная с младших классов.

Систематическое богословское образование, преследовавшее цель подготовки высокообразованных священнослужителей высшего ранга, давалось в богословском классе, где срок обучения в начальный период существования академии был сокращенным (2 года), а с 1689 г.— полным, 4-летним, соответствовавшим теологическим студиям католических учебных заведений. Богословие, преподаваемое в полном объеме, состояло из следующих курсов: 1) догматическое богословие, включавшее герменевтику — правила истолкования канонических церковных текстов; созерцательное догматическое богословие — разъяснение догматов православной церкви; нравственное богословие — толкование системы христианских добродетелей; 2) полемическое богословие, излагавшее принципы вероучений, не согласующихся с православием, и логические пути их опровержения; 3) пастырское богословие, очерчивавшее обязанности священника; 4) вспомогательные дисциплины: всеобщая церковная история, каноническое право, гомилетика, т. е. церковное проповедничество, и церковный устав. С конца XVII в. для студентов курса богословия вводится как обязательный также древнееврейский язык.

Богословская система, срзданная профессорами Киевской академии в борьбе с экспансией католицизма, была характерной для средневековья формой идеологической борьбы против национального угнетения. Используя структуру и доказательные средства теоретического фундамента католицизма — системы Фомы Аквинского, а также избрав латынь для изложения принципов своего вероучения (богословие, как и другие курсы, читалось на латинском языке), киевские богословы в формах, свойственных их времени, сумели утвердить равноправие отечественной культуры с образцами европейской учености. Особое место в кругу богословских наук принадлежит гомилетике — единственной нелатиноязычной дисциплине, которая обращалась к слушателям «простою мовою», перерастая и по форме, и по содержанию рамки конфессионализма.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz