Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА УКРАИНЕ

Согласно воззрениям украинских просветителей, основной целью воспитания является формирование в ребенке человека, стремящегося к знаниям. И если острота ума ребенка зависит от врожденных способностей, то глубина и обширность его разума — от воспитания. Через учение и познание человек расширяет свой разум; не получив образования, он подобен слепцу и не может понять читаемое, как слепец не может видеть солнца. Немалую роль играют при этом и природные задатки, которые развиваются и созревают в процессе обучения. Так, Кирилл-Транквиллион Ставровецкий, подчеркивая роль воспитания, сравнивал ребенка с полем, на котором посеянное семя не всегда дает хорошие плоды: если слово учителя попадает в сердце, утоптанное ногами «сил противных», окаменевшее от непослушания или развращенное лестью, богатством или пьянством, то оно не принесет доброго плода.

Признавая решающее значение воспитания в формировании взглядов и поведения человека, украинские просветители понимали, что последнее в значительной мере определяется наследственностью и индивидуальным характером. Рассматривая сущность характера как результат соединения навыков, интеллекта и разумной воли, Иосиф Кононович-Горбацкий, Иннокентий Гизель и другие философы киевской школы много внимания уделяли понятию разумной воли как способности к сознательному выбору, принятию решения и реализации цели. К побуждающим мотивам, приводящим в движение волевую энергию, они относили цели, указания, советы, убеждения, приказы.

Рассматривая процесс интеллектуального познания как одно из условий формирования личности, ученые утверждали, что он начинается с чувственного познания, когда мы, замечая сходные черты во многих предметах, сосредоточиваем на них внимание, сопоставляя, сравнивая и отличая подобное от неподобного. На этом начальном этапе мыслительных операций решающую роль играет внимание, положенное в основу абстрагирования, выделяющего общее для многих конкретных предметов и создающего образ или понятие (слово). Так Гизель утверждал: «Не только через абстрактное познание, но и через наглядное познание создается мысленное слово».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz