Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА УКРАИНЕ

Украинская педагогика сумела не только использовать передовые достижения европейской воспитательно-образовательной практики, но и дополнить их вполне самостоятельными и оригинальными взглядами. Говоря об уровне развития педагогической мысли на Украине, следует учитывать также огромный педагогический опыт, который был накоплен народом и отражался на характере семейного воспитания. Однако его принципы и методы, так же как и особенности педагогического мировоззрения, формировавшиеся вместе с развитием украинской народности, изучены пока недостаточно.

Суммируя развитие школы и педагогической мысли на Украине в XIV— XVII вв., можно назвать следующие основные тенденции, нашедшие свое выражение и в конкретных формах педагогической деятельности, и в направленности общепросветительных явлений культуры.

Постепенно усиливалось светское начало, базой для которого явилось проникновение на Украину гуманистических, а со второй половины XVI в. реформационных идей. Первостепенными среди них являлись: возведение учености в ранг достоинств наивысшей степени; требование демократизации образования, основанное на признании природного равенства людей; критика церковной монополии в области духовной культуры.

Начало гуманистической ориентации в просветительной деятельности связано с городами Галичины, и в первую очередь Львовом — главным очагом распространения ренессансной культуры на Украине. Освоению передовых идей и достижений западноевропейской учености способствовали также образовательные путешествия украинского юношества за границу: учеба в европейских университетах не только расширяла кругозор молодежи, но и побуждала к активной деятельности на ниве национальной культуры в родном крае.

Перемещение инициативы в области учительной практики от церкви к представителям светских сословий свидетельствовало о росте духовных запросов и культурной зрелости общества. К типично ренессансным явлениям следует отнести и меценатство, которому украинская культура обязана появлением Острожской школы — первого учебного заведения, совместившего в программе обучения передовые достижения западноевропейского просвещения с греко-славянскими учительными традициями. Однако фундаментальное преобразование отечественной школы связано с расширением социальной базы образовательного движения и с творческой деятельностью городских масс, объединенных в братства, порожденные национально-освободительной борьбой.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz