Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Новаторский характер протестантских школ

По типу обучения Львовская школа соответствовала западноевропейскому училищу среднего типа — в ней обучали семи свободным наукам, включая поэтику и риторику. В планы братчиков входило расширение школьной программы до предметов высшего цикла — философии и теологии. Однако создать училище высшего типа им не удалось — в середине XVII в. деятельность школы прекращается.

О новаторском характере организационных форм деятельности Львовской школы свидетельствует известный устав «Порядок школьный» (1586), ставший основой уставов других братских училищ. Устав регламентирует контроль братства над школой как один из основных принципов ее существования. В обязанности избранных братством двух представителей, «искусных ради строения школного», входила не только забота о материальном обеспечении школы, но и надзор за учителями («да согладают науки и діл дидаскаловых»), контроль за приемом детей, определение платы за обучение, наблюдение за тем, чтобы родителей осведомляли, «яковым способом будут /их/ сына учити», за тем, чтобы родители «непорядком своим в науці и в обычаех добрых не прешкажали (не препятствовали)». Такое установление светского контроля над школой было первым проявлением секуляризации учительной практики не только на Украине, но и на восточнославянских землях вообще.

Львовский устав особо подчеркивает принцип общедоступности образования: «...богатый над убогим в школі нічим вьішшіи не мают быти, толко самою наукою, плотію же равны всі». Учитель обязан равно учить и любить всех детей, «як сынов богатых, так и сирот убогих и которые ходят по улицам, живности просячи». Почетное же место в классе занимает не сын состоятельных родителей, а тот, кто преуспевает в учении, даже если он «и барзо нищ».

Из других братских школ к училищам среднего уровня принадлежала Луцкая, открытая в 1620 г. под протекторатом братства, а с 1624 г. переданная под опеку Крестовоздвиженского монастыря. На статусе колоний Киево-Могилянской коллегии функционировали братские школы среднего типа в Виннице, Кременце и Гоще. По инициативе братств было создано множество школ элементарного и повышенно-элементарного уровней как в крупных городах, так и в мелких населенных пунктах. Их создание отражало широкую заинтересованность в распространении грамотности, исходившую не от церкви, а от трудовых низов, что было качественно новым явлением.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz