Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Новаторский характер протестантских школ

Братское движение сыграло решающую роль в подъеме украинской духовной культуры не только благодаря самому факту создания национальной школы, но и благодаря тому, что на ее традициях сумела вознестись Aima mater высшего отечественного образования — Киевская академия. Прямой предтечей академии явилась Киевская братская школа, возникшая одновременно с созданием братства и организацией Киево-Печерской типографии в 1615 г. Почетным членом братства, обеспечившим ему материальную поддержку, политический вес, защиту от репрессий, стало Войско Запорожское, вписанное в Киевское братство в 1620 г. гетманом Петром Конашевичем-Сагайдачным. В становлении братства и школы активное участие приняли ученые и писателиполемисты, группировавшиеся вокруг типографии: Елисей Плетенецкий, Тарасий Земка, Исайя Трофимович-Козловский, Захария Копыстенский, Софроний Почасский, Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий и другие. Их полемическая и издательская деятельность внесла весомый вклад в сокровищницу отечественного просвещения. Особую роль сыграла плеяда киевских ученых в идеологической подготовке Освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. В их среде окончательно сформировалась концепция историко-этнической общности украинского, русского и белорусского народов— «единая вера, род, язык и обычаи», на основе которой окрепла идея восточнославянского государственного единения. Оживленные литературно-издательские связи с Россией, интерес к древнерусскому периоду отечественной истории, рассматривавшемуся в неразрывной взаимосвязи прошлого «Великой, Малой и Белой Руси», накладывали отпечаток на деятельность Киевской школы, определив ее вклад в борьбу за воссоединение Украины с Россией.

Киевская братская школа была средним учебным заведением с преподаванием семи свободных наук. Философия и богословие, как предметы высшего цикла, изучались не в братском, а в Киево-Могилянском училище, созданном после окончательной переориентации Петра Могилы и его сторонников на позитивные достижения западноевропейской образованности.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz