Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Создание высшей школы на Украине

Огромная заслуга принадлежит Киевской академии в развитии культурных связей с братскими восточнославянскими народами. Ее воспитанники стали организаторами многочисленных учебных заведений не только на Украине, но и в России. С именами Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского и Симеона Полоцкого сТвязано становление греко-латинского школьного образования в Москве. Выдающуюся роль в распространении просвещения в России сыграли питомцы академии середины — второй половины XVII в., занимавшие высокие церковные посты как в центре, так и в отдаленных областях Русского государства: Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Димитрий Туптало,Феофилакт Лопатинский, Гавриил Бужинский и многие другие.

Униатские школы — явление, равно вторичное как для латино-польского, так и для греко-славянского образовательного направления. Кроме приходских училищ, переходивших в руки униатов вместе с церквами по принципу «cujus regio, huius religio» («чья власть, того и вероисповедание»), было организовано две школы среднего уровня при епископских кафедрах Владимира (1616) и Холма (1639). По характеру обучения они принадлежали к славяногреко-латинскому типу, а в организационной структуре наследовали принципы иезуитской коллегии. Со второй половины XVII в. в обеих школах утверждаются базилиане — униатский монашеский орден, созданный в 1617 г. и поставивший перед собой задачу подготовки образованных кадров с целью дальнейшего укрепления позиций униатской церкви. Базилианскому ордену принадлежит инициатива создания так называемых новициатов, т. е. школ для обучения кандидатов в орден. Эти школы давали конфессиональную и общеобразовательную подготовку. Они организовывались при крупных базилианских монастырях — Белостоцком, Владимирском, Дубенском, Дерманском, Милецком, Низкиничском, Почаевском, Холмском и др. К концу XVII в. между ними закрепляется своеобразная специализация по отраслям учебных программ: в Белостоке — риторическая, в Почаеве — богословская, в Луцке — философская и т. д. Образование в базилианских школах было направлено исключительно на нужды церкви. Число светских слушателей новициатов сводилось к единицам.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz