Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

Итак, на Украине в XV—XVII вв. существовали училища различного образовательного уровня и конфессиональной принадлежности. Точными данными о количестве элементарных школ современная наука не располагает. Училища среднего и высшего типов, за исключением протестантских, зафиксированы в источниках со сравнительной полнотой.

Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

Эти самобытные образовательные учреждения совмещали в себе восточнославянские учительные традиции с формами западноевропейской школьной практики. Дисциплинарные правила, действовавшие в братских школах, известны по упомянутому выше львовскому «Порядку школьному» (1586) и двум уставам Луцкой школы—1620 и 1624 гг..

Запись ребенка в школьный реестр и договор об оплате за обучение происходили в присутствии свидетелей («сусіда единого или двох»), с определением желаемой родителями «науки» («до школы руское», «на науку словенского писма», «абы уміл скоропис» и пр.) либо без специального ограничения («поки ся научит»), В последнем случае «науку» определял сам учитель сообразно с возрастом, желаниями и подготовкой новоприбывшего. Оплата устанавливалась поквартально, выражаясь в деньгах и натуральных приношениях, и была различной (в среднем около 12 грошей), завися от состоятельности родителей и разряда «науки». Взрослый юноша, записавшийся в школу самостоятельно, обязывался на протяжении трех дней ознакомиться со школьным распорядком и только затем, уплатив 4 гроша в школьную кружку, заносился в список студентов. Возраст воспитанников братских школ колебался в значительных пределах: от 8—9 до 20—25 лет..

В основе деления учащихся на группы лежало два принципа: 1) языковой — более общий, определяющий школу: русская, славяно-греческая, латинская (латино-польская); 2) классный — соответствующий уровню овладения знаниями в каждой из школ. Деление на классы сходно со структурой магистратско-кафедральных школ, которые начинались не с грамматического, а с элементарного класса. Подобное сходство легко объяснить, вспомнив, что именно во Львове действовала древнейшая на Украине магистратская школа, в которой учились, хотя и не без препятствий со стороны католической оппозиции, дети украинских мещан. «В школі,— читаем во Львовском уставе,— мают быти діти розділені на трое: которые ся будут учити слов познавати и складати (т. е. элементарный класс); другій, который ся будут учити читати и напамять многих ся речій учити (т. е. грамматические классы, соответствовавшие «инфиме» и грамматике); третій ся будут учити, читаючи, выкладати, розсуждати и розуміти (т. е. грамматические классы, соответствовавшие «синтаксиме» с элементами риторики и диалектики)». Изучение иностранных языков проходило параллельно. С целью закрепления знаний устав требовал, чтобы ученики грамматических классов «един другого пытал по-грецку, абы ему отповідал по-словенску, и тыж пытаются по-словенску, абы им отповідано по простой мові».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz