Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

Срок обучения в каждом из классов не был строго определенным. Можно предположить, что в среднем он равнялся двум годам обучения в начальном классе, году в каждом из грамматических классов и трем годам в классах поэтики и риторики, если риторика совмещалась с диалектикой. Функционирование тех или иных классов не было постоянным, завися и от наличия учителей, и от материальных возможностей братства.

Учебный год состоял из четырех кварталов, продолжаясь с сентября до начала июля, хотя новоприбывшие могли зачисляться в школу на протяжении всего года. Занятия начинались и заканчивались в определенное время, установленное учителем, разделяясь на утренние и послеобеденные урочные часы, которых в начальном классе было по два, в старших — по четыре. Опоздание или неявка на уроки строго контролировались, так же как и поведение воспитанников. Каждую неделю назначались 2—4 дежурных, в обязанности которых входило подметать школу, топить печи, наблюдать за порядком и поведением товарищей.

Распорядок учебного дня соответствовал общепринятому распорядку западноевропейской школы того времени: с утра проводилась устная проверка усвоения вчерашнего урока и просмотр письменных домашних заданий. Затем учитель разъяснял новый материал. На послеобеденных уроках ученики списывали объясненное учителем с книги или с его записей и тут же выучивали, проверяя друг друга. Дома им следовало написать, «што учили того дня», а также пересказать домочадцам «науку, которую в школі учили». В субботу до обеда проверялось усвоение учащимися всего, что преподавалось в течение недели, а после обеда проводились уроки арифметики, астрономии и церковного пения, что также указывает на сходство с традиционным распорядком европейской школы. В субботу учитель обязан был провести с воспитанниками нравственно-поучительные беседы, а то и наказать провинившихся за неделю.

В обучении младших школьников («хлопців», «діток») активное участие кроме учителя принимали старшие воспитанники («спудеи», «выростки», «молодики»). Именно они, расходясь по окончании школы по разным городам, умножали сословие «мандрованных дяков» — бродячих учителей, сыгравших огромную роль в распространении массовой грамотности среди трудового народа.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz