Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Обучение в братских школах и Киево-Могилянской коллегии

При братских школах, как и при многих других учебных заведениях, были бурсы — общежития для неимущих.учеников и сирот. Содержались они частично за счет братства, частично за счет так называемого «миркованія», т. е. пения кантов и псалмов под окнами горожан с целью испрошения подаяния. На рождественские и пасхальные праздники программа «миркованія» расширялась — школяры ходили по домам с пением колядок, инсценируя соответствующие сюжеты. Это стало основанием знаменитого школьного театра, на традициях которого развилась украинская старинная драма.

Внутренний распорядок Киево-Могилянской академии четко наследует структуру западноевропейских гимназий академического типа. В академии функционировали вначале 7, а с 1689 г. (после введения 4-летнего богословского курса) —8 классов, которые подразделялись на: 1) грамматические (младшие), в которых изучались аналогия, инфима, грамматика, синтаксис; 2) гуманистические (средние) — поэтика, риторика; 3) высшие — философия, богословие. Воспитанники младших и средних классов назывались учениками («дитина», «ученик»), высших — студентами. Разделения между школами, основанного на языковом принципе, в академии не было. Судя по сохранившимся академическим инструкциям 1752 и 1763 гг., обучение нескольким языкам происходило уже в подготовительном классе (аналогии). При этом преследовалась цель, чтобы «в русской речи уміл дитина разобрать между частми речи; оттуду вести к латинскому языку; латинского языка наклонений и спряжений правильных ясно читая учить». В грамматических классах кроме грамматики изучались катехизис, арифметика, геометрия, нотное письмо. В средних классах наряду с поэтикой и риторикой преподавались география и история, в философском классе — геометрия и астрономия.

Занятия проходили в утренние и послеобеденные часы в той же последовательности, что и в братских школах, с проверкой по субботам усвоенных за неделю знаний. Существовала система школьных почестей: лучшие ученики носили титулы императора и сенаторов, в классе они сидели впереди, на почетных местах. Из них в грамматических и средних классах назначались аудиторы и цензоры; в обязанности первых входила проверка домашних заданий, вторых — контроль за порядком и поведением товарищей.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz