Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


БОРЬБА ЗА РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ СОЗДАНИЯ СЛАВЯ НО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ

в. в школах учился ничтожнейший процент населения, в целом же те, кто желал иметь начальное образование, вынуждены были обращаться к старым, традиционным способам его получения.

БОРЬБА ЗА РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ СОЗДАНИЯ СЛАВЯ НО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Проблема просвещения объективно была одной из насущнейших в развитии Российского государства второй половины XVII в. Острейшим образом встала задача создания системы образования. Решение этой задачи, требовавшее значительной теоретической и организационной работы, в первую очередь зависело от организации высшего учебного заведения. Не удивительно, что проблема «устроения» высшей школы, сконцентрировавшая в себе вопросы о содержании и целях образования, стала предметом борьбы прогрессивных и реакционных группировок и ярко отразилась в русской публицистике конца XVII в.

Сведения о полемике вокруг вопроса о высшем учебном заведении в России восходят к весьма узкому кругу источников. Прежде всего речь идет об орациях (речах) участников церковного собора 1666—1667 гг., осудившего приверженцев старого обряда. Здесь впервые встречается развернутое обоснование необходимости создания в России государственных училищ повышенного типа, в которых наряду со славянским языком изучались бы и иностранные языки.

Одна из названных ораций принадлежала Паисию Лигариду, митрополиту газскому,— высокообразованному иерарху, принимавшему активное участие в деятельности собора. Обращаясь к царю Алексею Михайловичу, Паисий излагает вначале итоги своих размышлений о причинах, породивших раскол: «Исках и аз корене духовнаго сего недуга... Напоследок, умом обращая, обретох из двою истекшее, си же есть: от лишения и неимения народных училищ, такожде от скудости и недостаточества святыя книгохранительницы». Аналогичную мысль высказывал в материалах собора и Симеон Полоцкий, обвиняя старообрядцев в том, что они «на брезе грамматическаго разума и в мелкости все утопают», а беседуя о богословии, «ниже малейшим перстом прикоснулися ея».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz