Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


БОРЬБА ЗА РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ СОЗДАНИЯ СЛАВЯ НО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Патриархи Паисий александрийский и Макарий антиохийский, так же как и Лигарид, увещевали на соборе 1666 г. «взыскать премудрости». Но мотивировали они это потребностями греческой православной церкви. Признавая, что раскол связан с «невежеством», они видели причину последнего в упадке учения на «еллинском» языке. Даже народы, говорили патриархи, «противнии вере православной, на западе обитающии, греческий язык яко светильник держат, ради мудрости его, и училища его назидают». Говоря о необходимости греческого училища в России, патриархи упоминали о трудностях, с которыми находящиеся под турецким владычеством греки содержат училища; упоминали о том, что для получения высшего образования греки вынуждены отправляться в католические университеты; наконец, связывали с училищем в Москве и само сохранение «благочестия» греческого духовенства. Таким образом патриархи мотивировали основание в Москве греко-славянского училища для церковных нужд.

Предложения, высказанные Лигаридом и патриархами, различались между собой, но не противостояли друг другу. Так, патриархи не возражали против изучения в Москве иных, помимо греческого, языков. «Положи отныне в сердце твоем,— обращались они к царю,— еще училища, так греческая, яко славенская и иная назидати, спудеов (учеников) милостью си и благодатию умножати, учители благоискусныя взыскати, всех же честьми в трудолюбие поощряти». Но и Лигарид, предлагая преподавание на славянском и латыни, выдвигал изучение греческого языка на первое место.

Есть основания полагать, что на позицию Паисия Лигарида и патриархов на соборе 1666—1667 гг. серьезное влияние оказал Симеон Полоцкий. Обе вышеуказанные орации известны по одной рукописи — это перевод на русский язык, написанный рукою Симеона Полоцкого и помещенный в его авторском сборнике. Как известно, именно Симеон был переводчиком и консультантом патриархов и Лигарида на соборе 1666—1667 гг. Зная Полоцкого как активнейшего сторонника русского просвещения и учитывая сходство высказываний в его сочинениях и орации Паисия Лигарида, можно с большой долей уверенности предполагать, что последняя отразила и взгляды учителя русских царевичей. Таким образом, «антигреческие» взгляды, безоговорочно приписывающиеся в историографии XIX в. Полоцкому, малоосновательны. Сочинение Паисия Лигарида и патриарха Макария отстаивало прежде всего этот язык. Вместе с тем произведение восточных патриархов не было направлено против изучения латинского языка и содержало сильные доводы в пользу просвещения, утверждая необходимость училища в Москве.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz