Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогические функции фольклора

Отсутствие широкой грамотности, особенно среди сельского населения, и преимущественная связь господствующих социальных слоев с народной педагогической традицией русского феодального общества, идеологией и культурой сводили до минимума роль письменности как средства накопления и передачи опыта народного воспитания. Накопление и передача педагогического опыта

Илродмая целинника к фольклорных памятниках феодальной Руси трудящихся опирались главным образом на два социокультурных механизма (хотя к ним не сводились) — на воспроизведение в определенных условиях повторявшихся комплексов воспитывающих действий и на традиции устного народного творчества (фольклора).

От отца к сыну, от матери к дочери из поколения в поколение передавались способы приобщения детей к различным видам хозяйственной и иной, например культовой, деятельности. Неразрывно связанные с сельскохозяйственным и ремесленным трудом, с домашними работами, с повседневной жизнедеятельностью, они применялись по мере возникновения соответствующих потребностей. Став взрослым и обзаведясь семьей, человек начинал приобщать своих детей к тем видам деятельности, к которым приобщали когда-то и его самого, с помощью устоявшихся приемов.

Мощное социализирующее влияние на детей оказывали многие обряды и ритуальные действия, воспитательное значение которых, как правило, не осознавалось.

Педагогический опыт закреплялся не только в комплексах действий, вплетенных в повседневную жизнедеятельность или ритуализированных, но и в произведениях устного народного творчества.

Педагогические функции фольклора были многообразны. Во-первых, в нем находило свое выражение опирающееся на многовековой опыт трудящихся отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям и средствам. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства воспитания.

Трудность изучения народной педагогики по наиболее информативным фольклорным источникам, сохранившимся в своей основной массе в записях XIX—XX вв., во многом определяется сложностью их датировки, наличием в них нескольких исторических пластов, древнейшие из которых уходят в доклассовое общество. Однако, основываясь на упоминании в фольклоре некоторых исторических реалий, учитывая специфику общественных отношений и культуры феодального общества, в произведениях устного народного творчества можно вычленить опыт воспитания, который отражал реальную педагогическую практику трудящихся масс той эпохи, составлял основу их представлений о воспитании.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz