Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Народная педагогика

Народная педагогика, признавая эффективность воспитания, в то же время отражала осознание трудящимися его ограниченных возможностей. Хотя воспитание и необходимо, оно не всесильно, как бы предупреждала народная мудрость: «Глупому сыну отец ума не пришьет», «В семье не без урода».

В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания, с трудом достижимые в реальной жизни, но служившие как бы высшим ориентиром в деятельности воспитателей. Эти цели обычно формулировались косвенно, через характеристику положительных качеств личности.

В русских народных песнях и сказках, пословицах и поговорках прославлялись трудолюбие и высокие нравственные качества (доброта, честность), ум и физическая сила.

Г. Н. Волков, говоря о степени детализации целей воспитания в сознании русского народа, отмечает, что они ориентировались на более чем восемьсот конкретных черт личности, которые нашли свое отражение в устном народном творчестве. Он показал, что цели воспитания в педагогике трудящихся масс усложнялись по мере взросления детей. С пробуждением и развитием сознания ребенка цель его воспитания, известная ранее только его воспитателям, доводилась до его сведения. Народной педагогике было присуще стремление обеспечить совпадение целей воспитателя и воспитуемого, воспитания и самовоспитания, что рассматривалось в качестве важного условия успеха педагогической деятельности.

Цели народного воспитания ориентировались на представления об идеале совершенного человека, выработанные народными массами. Этот идеал на Руси уже с XI—XIII вв. носил ярко выраженный сословный характер, отражавший реальное положение трудящихся масс в феодальном обществе. Воспевая в качестве своих героев Ивана-Крестьянского сына и Никиту Кожемяку, народ главным человеческим качеством считал трудолюбие. «Работа да руки — надежные в людях поруки», «Маленькое дело лучше большого безделья»,— гласили русские народные пословицы.

Обязанности воспитателей народная педагогика закрепляла прежде всего за ближайшими родственниками ребенка — отцом и матерью. Д. С. Лихачев отмечал, что в XIV—XV вв. сформировался семейный быт русского народа с сильной властью отца и высоким нравственным авторитетом матери. Необходимость почитать и беспрекословно слушаться родителей проповедовала церковь. Это требование, отражавшее патриархальный быт трудящихся масс феодальной Руси, прочно вошло в народное сознание. В сказках непослушные дети подвергались всяческим опасностям (вспомним сказку «Сестрица Аленушка, братец Иванушка»). Пословицы требовали: «Отца бойся, мать уважай», «Коли живы родители — почитай, умрут — поминай», «Кто родителей не почитает, тот вовеки погибает».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz