Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогический опыт народа

В фольклоре со всей определенностью был сформулирован важнейший педагогический вывод — залог успешного воспитания во взаимной любви: «Кого не любят, того не слушаются», «Где любовь, там и угожденье». В то же время пословицы и поговорки предостерегали от чрезмерных ласк и забот, видя в них причину многих издержек воспитания: «Гладенькая головушка — отцуматери не кормилец», «Несчастны те детки, которых не журят ни батьки, ни матки», «Баловство доводит до воровства», «Засиженное яичко всегда болтун», «Матушкин сынок — легонький умок».

Педагогический опыт народа подсказывал необходимость начинать воспитание с раннего возраста: «Не кайся рано вставати, а молодо учити, «Ломи дерево, пока молодо», «Чему с молодости не научишься, того в старости не будешь знать».

Опыт, накопленный трудящимися массами в области воспитания подрастающих поколений, по необходимости заставлял учитывать возрастные особенности детей. Существовали специальные произведения устного народного творчества, адресованные непосредственно детям, — так называемый детский фольклор. Эти произведения использовались в качестве средства формирования ценностных ориентиров, развития речи и т. п. И хотя их воспитательные функции осознавались взрослыми далеко не всегда, потенциальные педагогические возможности детского фольклора, конденсация в нем народного опыта воспитания предполагают его рассмотрение в контексте народной педагогики.

Детский фольклор отражал потребность ребенка в смехе и веселье, учитывал его склонность к игре, фантастике и героике, интерес к животному миру. Язык этого фольклора учитывал особенности детского мышления: в нем преобладали существительные и глаголы, употреблялись значительно реже прилагательные и другие части речи.

Ярким проявлением педагогического чутья русского народа, свидетельством глубокого понимания психики ребенка была коротенькая колыбельная песенка о буке, известная в 80 вариантах. Несмотря на широкое распространение в крестьянском быту устрашения непослушного ребенка букой, колыбельные песни не пугают ребенка страшилищем, а ограждают его от «буки», которого отгоняют от колыбели, внушая маленькому слушателю чувство безопасности и защищенности.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz