Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ПАМЯТНИКАХ ДРЕВНЕРУССКОЙ УЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В фольклоре нашел свое выражение «педагогический гений русского народа» (К. Д. Ушинский). Опыт воспитания, накопленный трудящимися массами, был неразрывно связан с их жизнедеятельностью, органически вплетался в нее. Именно это прежде всего обусловливало высокую эффективность народной педагогики, традиции которой составляли источник развития прогрессивных педагогических идей.

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ПАМЯТНИКАХ ДРЕВНЕРУССКОЙ УЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Средневековая литература дидактична в своей основе. Христианская догматика не признавала за искусством и литературой никаких других функций, кроме дидактических. Дидактизм является, по определению ученых, одним из ведущих принципов средневековой литературы, направленной на «ученье, на обличенье, на управленье, на наказанье». Прочтение древних сочинений предписывалось как своего рода «душеполезное лекарство», необходимое всем — малым и великим, богатым и убогим, молодым и старым. Прагматические цели в той или иной мере преследовали все произведения литературы Древней Руси независимо от их тематики и жанра. Иначе и быть не могло: по выражению одного из авторитетных ораторов IV в. — Василия Великого, «все, что предпринимается не ради потребности, но для прикрасы, подлежит обвинению в суетности».

Среди множества сочинений, бытовавших на Руси в XIII—XVII вв., прямым дидактизмом, стремлением воспитать определенные качества в человеке, избавить его от «греха» отличались так называемые учительные «слова» или «поучения» — памятники ораторского искусства. Они вошли в многочисленные литературные сборники и в своей совокупности являются замечательным памятником педагогической мысли Древней Руси1.

Дошедшие до нас произведения учительного красноречия во многом были обусловлены потребностью распространения новой государственной идеологии — христианства. Надо было объяснить «новообращенным» их «обязанности» по отношению к богу, правила поведения в церкви и в быту и т. д. Важно было также воспитать в людях беспрекословное подчинение властям и духовенству. В этих ранних сочинениях иногда в религиозной, а иногда и в светской форме содержались требования трудолюбия, скромности, заботы о родителях, детях, семье, стремления к знаниям. Уже в киевский период книжники и ораторы ставят перед собой серьезные задачи воспитания высоких моральных качеств, идеалов гражданского служения Родине, постепенного нравственного совершенствования души человека.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz