Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ПАМЯТНИКАХ ДРЕВНЕРУССКОЙ УЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анализ содержания четьих сборников и памятников дидактического красноречия Руси дает возможность выделить несколько направлений в развитии педагогических воззрений XIV—XVII вв.

Воспитание любви к книге и знаниям. Еще в киевский период формирование духовно богатой (в средневековом смысле) человеческой личности ставилось в зависимость от распространения просвещения, «почитания книжного». Напомним о рассмотренном выше слове «О почитании книжном», открывающем Изборник 1076 г.

В Новгородской 1-й летописи есть сравнение человека, не знающего книг, с «оплотом — без подпор стоящу, аще будет ветр, то падется». Пространственные панегирики душеполезному чтению содержатся в сборниках «Измарагд» и «Златая Матица», авторы которых советуют чаще обращаться к книге: «Вода бо, часто каплющая, и камень удаляет, тако и книги, часто чтомы, наведут на истинный путь и разрешают греховные соузы». В предисловии к «Измарагду» составитель наставляет: «Егда убо чтеши книги, прилежно чти, всем сердцем внимай и двократы прочитай словеса...» Но и чрезмерное чтение представляется вредным для человека. Составитель «Измарагда» осторожно предостерегает от увлечения разными книгами, которое может привести к ненужному мудрствованию и ереси: «Почто, человече, требуеши многих книг...»

Мысли о книжной премудрости подхватывает и князь Иван Хворостинин — аристократ и книжник XVII в. В «Словесном наставлении к читателям, содержащем нечто к родителям о воспитании детей» он доказывает необходимость образования. Во времена Ярослава Мудрого впервые было использовано сравнение невежественного человека с конем, не имеющим узды. Это же сравнение почти через 600 лет повторяет Иван Хворостинин. Образованность он понимает достаточно широко. Это не только чтение книг, размышление, «любомудрие», т. е. созерцание, но также мастерство и умение, т. е. добрые дела, на которые способен только просвещенный и нравственный человек. Для Хворостинина неоспоримо преимущество просвещения над богатством. «Не оставляй богатство, лучше оставь после себя ремесло», — поучает писатель родителей и говорит, как опасно допускать к воспитанию детей тех, кто «в худых делах навык имеет». Одновременно «совершенствовать душу и направлять мысль юного»— долг истинного учителя. И еще один важный вывод делает Иван Хворостинин из размышлений о пользе просвещения: благо государства, по его мнению, будет зависеть от того, «украсят» ли себя мудростью люди, стоящие у власти.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz